Ежегодно ссузы и вузы России готовят для служб социальной поддержки около 17 тыс. специалистов самого разного профиля. Сформированная в начале 90-х система образования в соцсфере в целом выполнила запрос государства и общества. Однако для резкого повышения качества обслуживания населения, на котором настаивает высшее руководство страны, учебным заведениям предстоит кардинально перестроиться.
Несмотря на то что организованная социальная система как комплекс институтов «по поддержке сирых и убогих» уходит своими корнями во времена Петра I, профессия социального работника и специалиста по социальной работе де-юре появилась в России менее 30 лет назад. Эксперты объясняют, что в начале 90-х годов ХХ века было принято принципиальное решение выстраивать работу социальных служб по западному образцу, согласно которому работать с социально незащищенными категориями граждан — семьями с детьми, пожилыми людьми, инвалидами, лицами без определенного места жительства — должны обученные профессионалы.
Мода на соцработу
Как известно, тогда же в России происходили значительные изменения в общественной, политической и экономической жизни, традиционные институты поддержки перестали работать, а в разом обедневшей стране появилось огромное количество людей, которые практически полностью зависели от мер государственной поддержки. Таким образом, отечественная социальная система столкнулась с колоссальным ростом клиентов при остром дефиците специалистов по их обслуживанию.
Одной из ключевых мер в этом контексте стало появление специальности «социальная работа», утвержденная приказом № 180 Комитета по высшей школе Миннауки РФ от 05.03.1994 г. Практически сразу же учебные заведения, как высшие, так и средние, начали открывать у себя направления подготовки профильных специалистов.
Один из собеседников нашего журнала рассказывает, что получить лицензию для обучения по специальности было достаточно просто. Причем не только для вузов медицинского и педагогического профиля — до того основных поставщиков кадров в социальные службы, но и для технических университетов при наличии более или менее вменяемых гуманитарных кафедр.
На пике, который пришелся на конец 90-х, подготовку специалистов по социальной работе вели не менее 300 вузов и столько же средних специальных учебных заведений, а также различные частные образовательные учреждения, осуществлявшие обучение в рамках краткосрочных курсов. Тогда же появилось несколько колледжей, заточенных на подготовку соцработников, а также флагман отечественного образования в соцсфере — Российский государственный социальный университет.
В дальнейшем мода на «социальную работу» резко пошла на спад. «В какой-то момент многие резко свернули данное направление. Этому даже нашли научное объяснение, подвели теоретическую базу. Мол, в западных странах «социальная работа» как область знания и профессия основывается на протестантской культуре, а у нас этой почвы нет. На самом деле хорошие учебные заведения как готовили специалистов по направлению, так и продолжали это делать. Потребность-то в специалистах никуда не делась, но многие просто не выдержали конкуренции, к ним просто перестали идти абитуриенты», — размышляет заведующая кафедрой «Социальная работа» ДГТУ Наталья Басина.
Стандарт для профессионалов
Важным этапом очищения рынка профильного образования стало введение в 2015 году профессиональных стандартов для социальных работников, который разрабатывался с середины 2000-х. Данная мера, ранее апробированная и показавшая хороший результат в ряде европейских стран, вывела с рынка подготовки специалистов десятки образовательных учреждений.
Эксперты объясняют, что сообщество не сразу пришло к необходимости разработки профессиональных стандартов — от появления профессии этот шаг отделило более 20 лет. Это привело к заметному разрыву профессионального социального образования и требований к кадрам соцсферы. Кроме того, наблюдался разрыв ожиданий граждан, обращавшихся за помощью в систему социальной защиты населения, и реализуемой практики.
К примеру, в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, когда зарождалась эта профессия, в основную функцию социального работника входили обязанности по доставке продуктов, лекарств, оплате коммунальных услуг, несложной бытовой помощи, общению с пожилым человеком или инвалидом, нуждающимся в постоянной посторонней помощи. На том этапе этого было достаточно, потому что серьезные социально-экономические проблемы, стоявшие перед Россией, выводили на первый план именно такие виды услуг.
«С изменением обстановки в стране стали меняться цели и задачи социальной работы. Сейчас задача соцработника — помочь гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании, в нормализации условий жизнедеятельности и повышении степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. И оказать эту помощь может только высококвалифицированный профессионал, обладающий специальными знаниями, владеющий современными технологиями социальной работы, знающий нормативные правовые основы», — объясняет кандидат исторических наук, преподаватель РГСУ Татьяна Тяпкина.
Жить, а не выживать
Основные изменения российской системы профессионального образования связаны с эволюцией отечественной высшей школы в целом. Так, в последние несколько лет при выстраивании образовательной траектории кафедры ответственные за подготовку специалистов социальной работы уходят от знаниевой модели обучения в сторону компетентностной. Эксперты поясняют, что на первый план, в том числе в ходе аттестаций и экзаменов, выходит не знание само по себе, а умение применить тот или иной навык в конкретной ситуации.
В этом же русле — требование активнее подключать к учебному процессу и разработке образовательных программ представителей компаний-работодателей, а также включать в штат преподавателей-практиков. Преподаватель СПбГУ, директор социальной клиники университета Александр Воронов рассказывает, что передовые вузы уже несколько лет используют в процессе обучения практикоориентированный подход, когда студенты с первого же курса параллельно с освоением теоретической части погружаются непосредственно в работу, причем со всеми категориями клиентов: они должны уметь находить общий язык и с инвалидом, и с брошенным ребенком, и с многодетной матерью, грамотно выявить потребности оказавшегося в беде человека, разработать конкретные меры помощи.
«В теории мы много чего можем рассказывать ребятам, но как они поведут себя в конкретной ситуации, в условиях большой ответственности, стресса? Для этого и нужен большой объем практики, в лекционных аудиториях такой опыт не получишь», — поясняет Воронов. Практически обязательным требованием для будущих специалистов соцсферы становится и участие в волонтерских отрядах, социальных НКО, благотворительных проектах.
Смена приоритета с теории на практику, а также более плотный контакт с работодателями дали выпускающим кафедрам и некую свободу при формировании учебных планов. К примеру, целый ряд вузов включил в программу изучение жестового языка, который позволяет полноценно общаться с инвалидами по слуху. Причем навык этот востребован не только в центрах социального обслуживания населения, но и в МФЦ, паспортных столах, учреждениях культуры и т.д.
«В работе социальных служб и образовательных учреждений, готовящих кадры для отрасли, уже начался глобальный поворот от модели, когда мы помогали человеку выжить, к модели, когда мы помогаем ему жить полноценной жизнью. Это та модель, к которой пришли развитые страны мира. Показателен такой пример. На одной из международных конференций для ученых, изучающих социальную сферу, мы столкнулись с трудностями перевода на английский язык идиомы «лежачий больной». Оказалось, что европейцы вообще не понимают, о чем идет речь. То есть в России имеется целый разработанный комплекс мер, как менять такому человеку постель, как его кормить, как переворачивать, а иностранцы сконцентрированы на том, чтобы он перестал быть лежачим, поднять его на ноги и сделать так, чтобы он жил полноценной жизнью. Сейчас мы тоже приходим к этой модели. Это новый этап в работе отечественных социальных служб и системы образования, готовящей кадры для отрасли», — отмечает Наталья Басина.
Дорогое удовольствие
По оценке экспертов, сегодня в России подготовку социальных работников и специалистов по социальной работе осуществляют около 200 вузов и 150 ссузов. Согласно исследованию аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», больше всего профессионалов по направлению ежегодно выпускает РГСУ, он же в нынешнем году стал лидером по количеству мест для абитуриентов данного профиля. На втором месте оказался Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, а на третьем — Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева.
Если же говорить о качестве и востребованности социального образования, то здесь о многом скажет цена. В рейтинге самых дорогих вузов, обучающих профессии специалиста по социальной работе, лидирует Высшая школа экономики, где в год необходимо заплатить чуть менее 300 тыс. рублей. Чтобы учиться на специалиста по соцработе в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова или в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А. И. Евдокимова, нужно выложить в год 250 тыс. и 220 тыс. рублей соответственно.
В региональных вузах обучение будет стоить в среднем 60 тыс. рублей в год. За чуть меньшую сумму, но уже среднее образование можно получить в столице: в Колледже по подготовке социальных работников, Колледже управления и производства, Колледже «Синергия» год обучения стоит от 50 до 60 тыс. рублей. Лидерами по количеству подготовленных специалистов являются Кубанский институт профессионального образования, Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства, Политехнический колледж городского хозяйства г. Санкт-Петербурга.