Павел, привет!
Расскажи, когда ты начал свой кофейный бизнес и почему выбрал именно кофе?
2013 год. Почему кофе - потому что в Воронеже не было хорошего кофе как с собой, так и в кофейнях . Лучшее, что было – это Шоколадница.
Однажды мы сидели с товарищем, пили так себе кофе и я подумал, а почему бы не сделать крутой, но при этом доcтупный продукт, в популярных местах города.
На то момент я пил очень мало кофе, но, когда начал разбираться в нем, понял, что у него очень богатая история и просто влюбился в кофе как в продукт.
С того времени я попробовал почти все возможные форматы кофеен: эспрессо бары, мобильные, велокофейни, выездные мероприятия.
Какой результат сейчас?
Сейчас у меня работает 6 кофеен, в начале 2020 года открываем седьмую уже в Москве.
Примерный объем продаж по существующим точкам - около 20 тысяч чашек в месяц.
Чем ты отличаешься от других кофеен?
Во-первых, в Воронеже мы пионеры в кофейном бизнесе, 6 лет назад в городе не было даже вакансий бариста, не было рынка кофеен как такового. И те, кого мы обучали тогда, сейчас уже работают в других кофейнях города и развивают эту нишу. Мы много в чем были первыми: в форматах, в кофе, в оборудовании. И продолжаем делать или привозить что-то новое для города почти каждый сезон
Во-вторых, я понял, что создавать кофейню только на отличном продукте, - это неправильно. Рано или поздно появятся те, кто станет делать такой же отличный продукт. Поэтому сейчас помимо основного продукта мы делаем акцент на многих аспектах: сервисе, атмосфере, общении. Поэтому гости приходят к нам не просто каждый день, а несколько раз в день.
В-третьих, мы проводим ежегодный кофейный фестиваль, провели первый чемпионат в рамках него, привозим экспертов с разных городов России, делаем все, чтобы развивать кофейную индустрию в регионе. Это определенно влияет на экспертность бренда и узнаваемость.
Какую стратегию ты использовал при выходе на рынок?
Многое я делал методом проб и ошибок. Я считаю, что правильно определил проблему рынка - отсутствие качественного доступного продукта там, где люди в нем нуждались - места прогулок и отдыха в центре города.
В остальном - не могу сказать, что сразу была четкая и долгосрочная стратегия.
Сейчас - да, я уже понимаю все ошибки и, оглядываясь назад, могу сказать, что семилетний путь мог бы сделать за год-полтора при ином подходе.
Самые критические ошибки, которые ты совершил при открытии бизнеса?
Не могу сказать, что это была критическая ошибка, но тот формат, с которого мы начинали (мобильные кофейни) - он себя быстро изжил, создав больше проблем, чем пользы и прибыли. Но, к счастью, это имело и положительный эффект - нас начали узнавать в городе, потому что мы были в центре всех городских событий и мероприятий и мы получили точку входа в кофейный рынок города.
Но что было настоящей ошибкой - это то, что к кофейному бизнесу нужно подходить системно сразу, а не развивать его как просто интересный проект ради проекта. Нужно сразу все процессы документировать и систематизировать, чтобы потом не тратить время на повторение одних и тех же ошибок и процессов в ручном режиме. Любой бизнес изначально нужно строить как бизнес, вне зависимости от того, знаешь ли ты к чему он приведет, или нет.
Результатами этой ошибки для меня стали потеря части команды, партнера по бизнесу; в один момент чуть было не продал половину бизнеса всего за 1 миллион рублей, хотя сейчас, очевидно, он стоит в десятки раз больше. И, конечно, было потеряно самое дорогое - время. С другой стороны, в то время не было источников, которые владели бы проверенной достоверной информацией, чтобы проконсультироваться с кем-то. Сейчас я понимаю, что в тех условиях это были неизбежные потери.
Если говорить о мобильных кофейнях, то мы потеряли на них почти 1,5 миллиона рублей.
Какое продвижение используешь сейчас для своей сети?
Продвижение кофеен начинается с выбора правильной локации. Я очень тщательно выбираю помещения. Например, для последней кофейни в Воронеже, я искал место год.
Мы используем все возможности продвижения в соцсетях, то мы активно идем в соц.сети, работаем с микро блогерами. Параллельно разрабатываем и тестируем собственное приложение, работаем с программами лояльности, кэшбэка, есть собственная система абонементов.
Еще один канал - продвижение через личный бренд, я часто участвую в конференциях в качестве спикера.
Локальный маркетинг и партнерские программы с крупными компаниями, например, этим летом была масштабная трехмесячная акция с Теле2.
И, конечно, ежедневная профессиональная работа моей команды в полях – общение и возврат гостей
Какие особенности кофейного бизнеса ты видишь в регионах и какой балл развития от 1 до 10?
Регионы очень сильно отличаются друг от друга. Белгород, например, меньше Воронежа, но потребление кофе там значительно выше. Отлично развитые регионы - Тула, или тот же Краснодар, где уже более ста кофеен.
Воронеж, с этой точки зрения, немного отстает.
Несмотря на то, что сейчас становится проще развивать историю со спешелти кофе, потому что рынок потребителей стал более подготовленным, все же, я оценил бы уровень развития города с т.з. кофейного бизнеса, на 5-6.
Чего не хватает Воронежу, чтобы достичь 9-10?
Во-первых, сильно не хватает активных людей! Людей, которые готовы активно развиваться как специалисты в кофе. В Воронеже, к сожалению, очень мало крутых бариста, а тем более бариста, которые хотели бы стать номер один в стране, в мире.
Другой фактор - кофейни. Им нужно начать масштабироваться, вкладываться в персонал, чтобы профессионалов индустрии становилось все больше. Это запустит цепную реакцию, в которой все выиграют - и предприниматели, и гости, которые будут получать все более качественный продукт.
Каким ты видишь будущее своего бизнеса через 2-3 года?
Сейчас я начал выходить за пределы региона, скоро откроется первая кофейня в Москве. Мы отработаем процессы удаленного открытия и будем наращивать количество точек. Помимо этого, я планирую выйти на европейский рынок. Есть понимание, как это можно сделать и понимание того, что и в Европе есть города, где недостаточно хорошего кофе. Так что свой бизнес через 2-3 года я вижу как сеть из 20-30 кофеен, в том числе международных.
Дай 5 практических советов тем, кто решил открыть свою кофейню.
1. Нужно начинать делать. Не будет лучшего момента, чем сейчас. Лучше начать, а по ходу дела уже разбираться в деталях. Иначе идея, которую вы носите 2-3 года, в ожидании лучшего момента, просто устаревает.
2. Концепция. Очень важно проработать ее сразу. Просто обмен кофеина на деньги уже не работает. Нужно искать, чем вы можете привлечь гостей, благодаря чему они будут возвращаться к вам.
3. Сейчас дешевле купить чей-то опыт, чем тратить свое время и деньги на эксперименты и поиски правильных ответов. Поэтому не стесняйтесь привлекать профессиональных консультантов, которые помогут сделать первые шаги с концепцией, оборудованием, обучением и видением бизнеса в целом.
4. Опасайтесь инвесторских денег! С чужими деньгами всегда сложнее работать. Сначала отработайте превращение своих небольших денег в большие, отработайте процессы, потом уже идите за инвесторскими. Их очень легко тратить и очень сложно возвращать. Часто это приводит к большим проблемам. Если не готовы рискнуть своими деньгами, значит, недостаточно верите в свой проект. Я все свои проекты развивал на собственные деньги и всегда избегал инвестиций извне.
5. Изначально стройте кофейню как бизнес, а не как междусобойчик для своих друзей или друзей бариста. Сразу выстраивайте процессы системно. Изначально бизнес должен быть бизнесом, который работает на вас, а не просто отнимает ваше время и заставляет работать на него.