Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Болевой порог

Оглавление

(2019, Россия)

Запомните эти одухотворённые лица. С первой минуты фильма вы возненавидите их хуже горькой редьки, так что загодя уберите от экрана все тяжёлые метательные предметы.
Запомните эти одухотворённые лица. С первой минуты фильма вы возненавидите их хуже горькой редьки, так что загодя уберите от экрана все тяжёлые метательные предметы.

Обычно я так не делаю. В смысле не ковыряюсь в подобном отсеве, но авторы "Болевого порога" взяли-таки меня за живое. В смысле не за жабры, а за мою любовь к Горному Алтаю, на фоне чьих красот они делали свой триллер.
Горный Алтай я тоже обожаю, тем более он у меня почти по соседству, и пару лет назад я даже написал о нём целую
повесть с фотоиллюстрациями (посты идут там по порядку снизу вверх). Где, кстати, подмечал, что эти края - одна из самых киногеничных натур в России, но художественное кино там почему-то снимают крайне редко.

Ну вот, накаркал! Так что пришлось скрепя сердце приковывать себя к креслу, принимать коньячный допинг и, аки терминатор в расплавленный металл, погружаться в... "вот это вот всё".

Насколько я отстал от жизни, я понял, вспомнив, где видел Олега Фомина в последний раз. А было это аж в "Фанате-2" (1990), где он работал суррогатным заменителем Алексея Серебрякова. Который отказался сниматься в том помоечном сиквеле, посчитав его "слишком примитивным".
Насколько я отстал от жизни, я понял, вспомнив, где видел Олега Фомина в последний раз. А было это аж в "Фанате-2" (1990), где он работал суррогатным заменителем Алексея Серебрякова. Который отказался сниматься в том помоечном сиквеле, посчитав его "слишком примитивным".

Скажу честно: всё могло быть терпимо, кабы не одно жирное но: какого, простите, хрена, все здесь орут дурниной и бьются в истериках на ровном месте? Этот фильм что, ориентирован на телезрителей центральных каналов, где ни одна передача не наберёт рейтинг, если её участники не визжат, как резаные?
Воистину, вы будете вздрагивать от неожиданности, когда герои "Болевого порога" переходят с воплей на нормальную речь и делают осмысленные лица. Увы - ненадолго, поэтому расслабить свои барабанные перепонки вам не удастся, и не мечтайте.

Всё вышесказанное намекает на то, что с интеллектом у этих крикунов тоже нелады. Так и есть. Впрочем, отсутствие логики в поведении четырёх главных героев Кирилла, Сергея, Лены и Тани - это вполне ожидаемо и соответствует государственной молодёжной программе "Слабоумие и отвага". Набедокурив у себя в Москве, они решили типа залечь на дно в Брюгге Горном Алтае. Где, естественно, и не подумали отказываться от своего мажорского выпендрежа даже во время сплава по порогам Катуни. Но вот почему безбожно тупят бандиты, на которых детишки случайно нарвались, это уже большой секрет.

В это трудно поверить, но да - в фильме изредка попадаются сцены, где вечноорущие герои затыкаются и сопят в тряпочку.
В это трудно поверить, но да - в фильме изредка попадаются сцены, где вечноорущие герои затыкаются и сопят в тряпочку.

Итак, местные бандиты-родственники - отец, два взрослых сына и дядя, - убегают к казахской границе. Только географию родного края они в школе - упс! - не изучали. А иначе как объяснить, что банда плывет... в диаметрально противоположном от границы направлении - не на юг, а на север, вниз по течению Катуни?
Ну ладно, может, у них просто компас заклинило, но заложники-туристы им зачем понадобились? Бандиты готовились к побегу, у них есть
всё: еда, оружие, боеприпасы, даже надувной катамаран. Разве что их выслеживают с вертолёта, и потому они принимают гениальное решение: плыть по реке вместе с туристами.

И опять же, где тут хоть капля логики?
Мне доводилось встречаться с алтайскими пограничниками - на наивных школьников они не похожи. И если уж ведут облаву на преступников, то туристов "шерстят" безо всяких поблажек, ибо кто только в приграничной зоне себя за них не выдаёт. Да и как вообще можно прикинуться туристами, если вы все махровые рецидивисты, и фото ваших рож есть и у "погранцов", и у полиции?
Короче говоря, эта абсурдная ситуёвина не выдерживает никакой критики, а возникший на её почве аборигенно-туристический конфликт и подавно.

- Гляди, дядя Мансыр: кажись, опять столичные мажоры на нашем пастбище трэшак снимают!  - Да ну нафиг!  А ну-кась, мужики, айда вломим им по хребту дрыном народной кинокритики!
- Гляди, дядя Мансыр: кажись, опять столичные мажоры на нашем пастбище трэшак снимают! - Да ну нафиг! А ну-кась, мужики, айда вломим им по хребту дрыном народной кинокритики!

Но больше всего режиссёр/сценарист Андрей Симонов обидел коренных алтайцев. Аж до слёз!
Нет, я верю, что среди них есть те, кто бросается на подмогу туристам, бегающим по округе с воплями "Спасите! Помогите!", от чистого сердца. Хотя с куда большей вероятностью современный алтаец скажет им: "Э-э, погоди-ка, давай сначала деньги, а потом будет тебе любая помощь (медовуха, сувениры, хлеб, рыба), не вопрос!".
И во что я никогда не поверю, так это в то, что алтайские крестьяне выбегут вам навстречу с топорами и ружьями. И погонят вас, крича: "Пошел прочь, богатый турист! Ишь, понаехали тут! Оставь нас в покое, иди решай свои проблемы сам!".
Однако именно такую боевую фантастику мы наблюдаем в "Болевом пороге". И я уверен, что снимавшиеся в этой сцене алтайцы уж точно работали не за "спасибо".

***

В общем, я сейчас крамольную вещь скажу, так что пусть создатели фильма не обижаются: прикиньте, но можно делать подобное кино без передозировки истерик и воплей! Например, вот так. Или вот так. Или, если вы вконец гениальны и хотите порвать шаблоны - вот так. Но уж точно не так, как здесь, да ещё на фоне самой шикарной природы, которую вы только сумели найти со своим бюджетом.

P. S. Поскольку картина снималась на обочине Чуйского тракта (в одном месте даже кемпинг нечаянно в кадр попал), забавно слышать из уст героев: ой-ой, какой ужас и попандос - до ближайшего населенного пункта от нас четыре дня пути!
Ага, это на Чуйском-то тракте! Там, где соседние деревни разделяет от силы полчаса пешего хода, турбазы торчат, как грибы после дождя, а машины снуют потоком.

Трейлер фильма: