Сейчас это на сказку похоже, но до начала XX века добывали в нашей стране столько жемчуга, что хватало всем желающим от севера до юга, от востока до запада.
Расшивали жемчугом платья и царицы, и горожанки. Носили бусы, серьги, кольца. Любого достатка женщина могла себе позволить хоть десять ниток жемчуга надеть. Оклады на иконах тоже унизывали.
Особенный был жемчуг, серебристый или голубоватый, под цвет природы нашей неяркой, неба северного, воды холодной.
Водилась в наших реках жемчужница – моллюск овальной формы, способный растить жемчуг.
Как жемчуг получается?
Попадёт внутрь раковины песчинка, личинка, мусор какой-то, моллюск его перламутром покрывать начинает, чтобы инородное тело не терпеть. А иногда и болезни бывают, от которых тоже жемчуг получается. Вот так – одному беда, другому – чистая радость.
Интересно его добывали.
Промысел вели в июле и августе, когда реки мелели, а вода чуть теплее становилась.
Сперва старатель к батюшке шёл, в грехах каялся, потом – в баню. А потом уж, душой и телом чистый, за добычей отправлялся.
Обычно плотами пользовались. Делали посередине отверстие, чтобы дно видеть. Ложился человек на плот, голову тряпкой накрывал и высматривал раковины.
Другие ещё дальше шли: брали бревно с трухлявой сердцевиной, выдалбливали её и получали трубу. Опускали в воду одним концом, а в другой глядели с плота на дно. Водогляд называлось.
Как заприметят раковину, ныряют, руками достают или даже пальцами на ногах. Много и инструментов придумали: щипцы разные, вилки или просто палки расщеплённые.
В особо мелких реках и просто в воде ходили, ногами раковины нащупывали.
Потом жемчуг перекупщикам сдавали, а те уж по сортам делили.
Конечно, до килограммовых размеров дело не доходило, но и крупных жемчужин горы были. Их особо ушлые даже за морской жемчуг с успехом выдавали.
С X века известна вышивка русским жемчугом. Князья легендарные его носили. Во многих губерниях жемчуг добывали, но особо красивый и дорогой – на северо-западе возле Новгорода Великого.
Вот только жадность человеческая больше щедрости природы оказалась.
Пётр I в 1721 году у церкви промысел жемчужный отнял, приказал жемчуг в казну сдавать. 150 жемчугоносных рек в России было, да разорили почти все, подчистую моллюсков выгребали.
В XIX веке продавали жемчуг за границу на сумасшедшие суммы. В 1860 году получили прибыли аж на 182 тысячи рублей. На современные деньги – в районе миллиарда. Оцените размеры торговли!
Вот так и кончился русский жемчуг.
Нет, конечно, моллюски по-прежнему в некоторых реках живут ещё. Но мало их. Состав воды меняется да лососевых всё меньше становится. А жемчужницам без рыб нельзя – их личинки на жабрах некоторое время живут.
Конечно, модниц эта потеря не задела: морской жемчуг и ярче, и оттенков больше, а уж культивированного и имитаций – вообще пруд пруди.
Но мне жаль угасший промысел, как частичку нашей старины, уходящей всё дальше и дальше вглубь веков…