В третьей части мы установили 2 факта.
1. Метровые и даже дециметровые антенны обладают большими размерами и для подвижных объектов не подходят.
2. Самыми эффективными являются зеркальные антенны.
Добавлю и третий факт – чем меньше длина волны, тем точнее можно определять координаты лоцируемого объекта.
Отсюда вывод – для высокоточного сопровождения цели и наведения на неё ракет, необходимо использовать самые короткие из возможных волн. На сегодняшний день хорошо развита техника сантиметровых волн. Имеется в виду: генераторные приборы для передатчиков, полупроводниковые и ламповые приборы для входных каскадов приёмников и преобразования частот, методы проектирования и много чего другого. Ещё более короткие волны – миллиметрового диапазона пока используются реже, всё, что перечислено для сантиметровых волн, здесь как раз менее развито, но для построения защищённых линий связи, систем полностью автоматической посадки самолётов, да и в радиолокации уже начинают применять. В этом диапазоне можно создавать малогабаритные антенны с очень высокой направленностью и очень малыми боковыми лепестками. А это, в свою очередь, позволяет уменьшать уровень помех, ведь постановщику помех нужно оказаться либо в узком боковом лепестке ДН, либо вообще в узком главном. Это также позволяет создавать достаточно скрытные линии связи, которые трудно подслушивать и подавлять. Применение миллиметровых волн может быть важным и для повышения малозаметности самолётов и вертолётов по перечисленным выше причинам.
Итак, какие же диапазоны и антенны применимы на самолётах и ракетах? Начиналось всё в конце 1930 годов с метрового, потом дециметрового диапазонов. Именно радиолокация в те годы служила двигателем прогресса в радиотехнике. Её потребности заставляли разрабатывать всё более высокочастотные, более мощные, менее шумящие ( то есть обладающие способностью работать с микромощным сигналом) электронные компоненты, которые потом использовались и в радиосвязи, телевидении и т.п. После второй мировой войны развитие радиолокации было очень бурным. Уже в конце 40-х прошлого века была создана элементная база для сантиметрового диапазона волн, широко стали применяться в бортовых радиолокационных станциях зеркальные антенны и антенны Кассегрена (так называемые двойные зеркальные).
Сегодняшняя тенденция - уменьшение длины волны до миллиметрового диапазона и широкое применение ФАР.
С высоты нашего времени антенны первых авиационных РЛС выглядят смешно.
Антенны РЛС AI Mk-VI на крыле английского истребителя Hawker Typhoon. Длина волны 1.5м Но уже РЛС AI Mk-VII использовала волну 10см.
Первый самолет с использованием такой неказистой техники был сбит англичанами в июле 1940 года
Антенны БРЛС «Лихтенштейн» FuG-202 на германском самолёте Junkers Ju 88R, длина волны 60см.
Первый самолёт с помощью этой РЛС немецкий пилот Людвиг Бекер сбил в ночь с 10го на 11-е августа 1941года
Пропустим для краткости корейскую войну, к Вьетнамской подоспели вот такие самолёты.
Два непримиримых врага МиГ-21 и Fantom F-4. Два самых массовых реактивных истребителя. Оба летают, и до сих пор кое-где остаются на вооружении.
Советский истребитель МиГ-21.
Антенна РЛС РП-22С Сапфир истребителя МиГ-21. «Антенна Кассегрена»
McDonnell Douglas F-4 Phantom II США
БРЛС AN/APQ-109A истребителя F-4 Fantom2. Антенна - параболоид вращения.
Сегодня. Конкуренты среди боевых вертолётов Ка-52 Аллигатор и AH-64 Апач.
Вертолёт Ка-52 Аллигатор.
Генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев рассказывает о БРЛС Арбалет. Антенна-вырезка из параболоида вращения длина волны 8мм.
Вертолёт McDonnell Douglas AH-64 Apache США
РЛС APG AN/APG-78, миллиметровый диапазон. Устанавливается в надвтулочном радиопрозрачном обтекателе вертолёта AH-64 Апач. Антенна Кассегрена.
Но не только военные самолёты и вертолёты оснащаются РЛС.
Метеонавигационный радар Гроза на самолёте АН-26.
Часть 1 Часть 2 Часть3 рекомендую прочесть
Рассказ о радарах с фазированной антенной решёткой можно видеть здесь