Во-первых, что такое учебный этюд и почему нужно иметь в виду, что этюд именно учебный.
Потому что, когда мы говорим о достоинствах и недостатках живописи, мы имеем в виду умение художника правильно изображать натуру.
Для грамотной живописи существуют определённые критерии, которые можно конкретно и логично сформулировать. Можно по этим критериям аргументированно оценивать представленную автором работу. Конечно, о полной объективности речи быть не может: это искусство, оно по природе своей субъективно.
Но правила реалистического живописного изображения всё-таки существуют. И именно изображающие натуру учебные, а не творческие работы должны всегда подчиняться этим правилам, иначе это уже не учёба, а исключительно самовыражение автора, а тут о критериях говорить гораздо сложнее!
Что чаще всего повторяют преподаватели на уроках живописи, постоянно напоминая ученикам? Попробуем сформулировать.
1. Как следует продумывайте композицию в формате.
Не стоит рассчитывать на то, что после того, как закончите работу, её можно будет обрезать по оптимальному размеру. Во-первых, вы её, скорее всего, просто испортите, обрезая (очень редко это действительно улучшит композицию). А во-вторых, это бывает просто невозможно сделать, когда у вас натянутый на подрамник холст.
И уж тем более нехорошо будет подклеивать недостающее пространство бумаги или холста!
2. Не пишите предметы по отдельности, по очереди. Работайте по всему холсту, сверяя соседствующие цвета в отношениях.
Если вы написали во всех деталях один предмет, и только потом приступаете к следующему и к фону, то вы не сможете сравнивать цвета между собой и что-то поправить в оттенках, пока это ещё возможно сделать. Правильных цветовых сочетаний не получится.
3. Не создавайте "грязи". Делайте каждый мазок обдуманно.
"Грязными" называют цвета, которые не поняты, не осознаны, неверны по светлоте. "Грязь" получается, когда из-за непонимания, какой цвет нужно брать в данном месте, смешивается много случайных красок и они в результате вообще теряют цветовую характеристику. "Грязь" не означает просто приближение цвета к серому оттенку, это - непопадание в правильный цветовой строй.
4. Прописывайте детали на переднем плане, пишите массами и обобщайте второстепенные по значимости куски.
Картина - как спектакль. Что-то является самым главным, что-то - просто антураж и окружение. Это верно для любого сюжета. И зритель должен рассматривать то, что важнее. И умение художника писать разные куски в разной манере и степени проработанности помогает сохранить цельность впечатления, выделить главное, а также передать объем и пространство в картине.
5. Лепите форму, передавая светотеневые отношения.
Тёплый свет на вашей натуре или холодный. Соответственно, какая тень, холодная в целом или тёплая. Сумейте увидеть цветовые рефлексы, рассуждайте о собственном цвете предмета, и где он лучше всего выражен.
Эти советы относятся не к непосредственному умению видеть цвет, а к умению осознанно, правильно подходить к порядку и профессиональным приёмам живописи. Этим вещам можно научиться, и формируются умения живописца только на практике, когда пишешь этюд за этюдом и приобретаешь опыт работы.
Успехов в творчестве!
О цветовых рефлексах в живописи есть статья здесь.
О том, как писать отражение, прочитайте в другой статье.
А полное оглавление этого канала по темам постов есть на моём сайте.