Найти тему
Константин Софиев

Нагатинский затон в 2008 году

В помещениях здания НПО Речпорт ещё сохранилась советская наглядная агитация.
В помещениях здания НПО Речпорт ещё сохранилась советская наглядная агитация.

11 лет назад я отработал навигацию в Столичной судоходной компании. Пользуясь служебным положением немного поснимал территорию предприятия и стоящие там суда. Фото, в первую очередь, примечательны тем, что тогда по Москве-реке ещё ходили суда на подводных крыльях Ракета.

-2

На берег вытащены для ремонта 3 СПК (Судна на Поводных Крыльях) Ракета, теплоход Москва, 2 теплохода Москвич. Вытащены уже давно, года 2 точно, ремонт в большинстве случаев даже и не начинался.

Теплоход М-229 (Москвич)
Теплоход М-229 (Москвич)

«Москвич» (проекты 515, 544, 544) — серия прогулочных речных теплоходов.

Теплоходы «Москвич» начали выпускать в 1948 на Московским судоремонтно-судостроительноем заводе (крупносерийное производство с 1949 года), строительство этих судов продолжалось в течение ещё трёх десятилетий на разных заводах. В общей сложности было построено более пятисот судов этого типа.
«Москвичи» не получали собственные названия, для их идентификации использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. В девяностых годах некоторые «Москвичи», проданные частным фирмам, получили собственные имена.
Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время многие из этих судов находятся в эксплуатации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных меропириятий.
Основные характеристики:
Длина габаритная: 27,25 м
Ширина габаритная: 4,80 м
Осадка расчетная в полном грузу: 0,89 м
Скорость: 17-20 км/ч
Мощность двигателя: 150-190 л.с., в последнее время оригинальные двигатели меняют на дизели ЯМЗ 90-170 л.с.

-4
-5

Ремонтные работы проводились только на этом теплоходе. Теплоходы Москва-24 и Москвич-227Силами одного человека. Капитана.

Теплоходы Москва-24 и Москвич-227
Теплоходы Москва-24 и Москвич-227
«Москва» (проекты Р-51, Р-51Э) — серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях. Судно имеет закрытый пассажирский салон, также пассажиры могут размещаться на скамейках, установленных на крыше надстройки, под навесом (на некоторых теплоходах верняя палуба остеклена).
Корпус изготовлен из стальных листов толщиной в 5 мм (сталь марки ВМСт.3пс), надстройка из листов алюминиевого сплава толщиной в 3 и 4 мм.
Проект теплохода типа «Москва» был утверждён 27 сентября 1965 года, а первое (головное) судно серии было построено в 1969 году в Москве.
В настоящее время некоторые из этих судов переоборудованы для проведения на борту банкетов и прочих мероприятий подобного рода, в связи с чем пассажировместимость была уменьшена.
«Москва» (проекты Р-51, Р-51Э) — серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях. Судно имеет закрытый пассажирский салон, также пассажиры могут размещаться на скамейках, установленных на крыше надстройки, под навесом (на некоторых теплоходах верняя палуба остеклена).
Корпус изготовлен из стальных листов толщиной в 5 мм (сталь марки ВМСт.3пс), надстройка из листов алюминиевого сплава толщиной в 3 и 4 мм.
Проект теплохода типа «Москва» был утверждён 27 сентября 1965 года, а первое (головное) судно серии было построено в 1969 году в Москве.
В настоящее время некоторые из этих судов переоборудованы для проведения на борту банкетов и прочих мероприятий подобного рода, в связи с чем пассажировместимость была уменьшена.
Основные характеристики:
Длина габаритная: 38,2 м
Ширина: 6,5 м
Осадка: 1,14 м
Мощность двигателей: 220 или 300 л.с.
Скорость: до 23-24 км/ч.

-7
-8
-9
СПК Ракета (номера к сожалению не помню).
СПК Ракета (номера к сожалению не помню).
«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (Проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 70-х годов. Всего было построено около трёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты» используются в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 60-х до 2006 года. В навигацию 2009 года на ходу четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.
Основные характеристики:
Длина: 27 м
Ширина: 5 м
Осадка в водоизмещающем режиме: 1,8 м
Осадка при ходе на крыльях: 1,1 м
Максимальная скорость: 70 км/ч
Мощность двигателя: 900 - 1000 л.с. (с нулями всё в порядке)

Основные причины прекращения эксплуатации Ракет: отсутствие запчастей, отсутствие капитанов высокого класса (капитаны пенсионного возраста работали до последнего), нерентабельность рейсов.

-11
-12
Обратите внимание на фару-искатель аэродинамической формы, сдвижную форточку, входную дверь. Из салона в рубку попасть было нельзя.
Обратите внимание на фару-искатель аэродинамической формы, сдвижную форточку, входную дверь. Из салона в рубку попасть было нельзя.
По рассказам сотрудников ССК эта Ракета ранее использовалась КГБ СССР. Интересно как наличие судна на подводных крыльях сказывалось на государственной безопасности. Повреждение, конечно, получено позднее.
По рассказам сотрудников ССК эта Ракета ранее использовалась КГБ СССР. Интересно как наличие судна на подводных крыльях сказывалось на государственной безопасности. Повреждение, конечно, получено позднее.
-15
По этим рельсам суда спускают на воду.
По этим рельсам суда спускают на воду.
-17
Покраска буксира «Рейдовый-44».
Покраска буксира «Рейдовый-44».
Так моют теплоходы.
Так моют теплоходы.
Старый дебаркадер (плавучая пристань).
Старый дебаркадер (плавучая пристань).
-21