Читатель, уделите внимание этой странице. Подпишитесь, пожалуйста, вдруг пригодится.
Последние годы мы в барнаульской галерея “Республика ИЗО” массированно накрываем художественное пространство города большими выставками. Бомбим, что называется, квадратно гнездовым способом, а потом еще сплошной ковровой бомбардировкой. В том смысле, что мы делаем большие сборные выставки, например, молодежная выставка “Собрание”, выставка детских абстрактных работ “Ступени” и выставка несоюзных художников “Слет”. Помимо этого, каждый сезон бывает несколько персональных выставок. Идет масштабная работа.
Глядя на экспозицию несоюзных художников “Слет”, я хочу сказать, что мне не все удалось. Чтобы поднять художественный уровень выставки, надо было привлечь авторов с профессиональным образованием и уменьшить долю, так называемого, самодеятельного искусства. Задумывая выставку, хотелось объединить профессионалов и любителей, чтобы понять и показать разницу подходов, восприятия и понимания искусства. Кажется, что в этой выставки 2019 года, не так много обученых изобразительному искусству авторов приняли участие, но мы всех посчитаем.
Надо понять, что их останавливает? И чем их мотивировать, чтобы они участвовали в активном творческом процессе. Где художники, которые получили образование 10 - 20 лет назад? Только в Новоалтайском художественном училище за это время выпустили более 300 человек, а есть и другие учебные заведения. Не все же они члены краевой организации СХ, где всего примерно 150 человек.
Я уже говорил о том, что в городе сложилась катастрофическая ситуация с выставочными площадками. Я начал сомневаться, что выставочный зал музея “Город” на пр. Ленина 111 вернется к работе, как арт пространство, что то идет не так. Хорошо если я ошибаюсь. А Художественный музей, который обязательно построят, не решит проблемы, не его задача показывать работы современных художников, они занимаются сохранением культурного наследия.
Вернемся от общих вопросов к выставке не союзных художников “Слет”. Мне нравится идея экспозиции этой выставки. Хотя она не так очевидна на первый взгляд. Я называю эту концепцию - ковровая развеска, такой подход заставляет зрителя всматриваться в ткань выставки. Такая развеска создает особый узор, позволяющий публики искать свой маршрут. И это не наше изобретение, помните, как на французских салонах развешивали работы, сплошным иконостасом. Последнее время мы чаще встречаем проекты, где куратор хотят провести зрителя от одной работы к другой, подчеркнув смысл, чтобы посетитель принял и понял замысел художника. Ковровая развеска раскрывает перед зрителем творческие возможности, а не ведет по маршруту. Кстати, про ковер. Если у вас еще висит на стене ковер, не выбрасывайте его. Вы никогда не пробовали повесить живопись на ковер? Очень необычно получается. Но об этом в другой раз.
В рамках выставки “Слет” надо провести семинар “Как оценить свое творчество”, поговорим на тему, что делать художникам, которые не являются членами СХ. Мы постараемся понять, в чем сегодня главная задача художника. Семинар состоится 14 декабря с 15 до 17 часов. Обязательно обсудим выставку «Слет», решим, что делать дальше. Может, стоит поменять формат и в следующий раз пригласить 15 авторов, и показать 15 произведений каждого художника. Или продолжать заниматься исследованием массового творческого процесса.
Должен сказать, что некоторые проблемы в современном изобразительном искусстве города Барнаула очевидны. Отсутствие яркого авторского высказывания, например, социально политического или гражданского, хотя героика - патриотическая тема присутствует, что это, если не гражданская позиция. Заметно стремление художников придерживаться общего идеологического направления, а в Барнауле это лирический пейзаж и натюрморт с цветами. И конечно, не только меня волнует уровень профессионального мастерства. Это не значит, что все печально на выставке “Слет”. Мужской торс, который встречает зрителей, это мощный ответ феминизму и сексизму, не просто так это произведение вступает в диалог с работой на главной стене центрального зала. А большое количество пейзажей, говорит о консервативном вкусе, что для сохранения культурной идентификации очень актуально. Так как я уверен, что общество придет к новой формуле занятости, где трудовая неделя будет 4 дня по 4 рабочих часа в день, то освободившееся время, человек будет тратить на самообразование и культурное развитие. Многие утверждают, что им не хватает времени читать книги, ходить в театр, в музей и даже смотреть кино. Галерея это первая ступень творческой вовлеченности.
Спасибо авторам, которые приняли участие в нашей выставке “Слет”, это почти 90 человек. Поздравляю кураторов галереи с большим проектом. Но у нас еще много дел, это все запланированные мероприятия на ближайший месяц и, конечно, электронный каталог. Мы живем в цифровую эпоху, издавать бумажные носители не современно. Мы не сможем распространять бумажное издание, а наша цель вовлечь большое количество людей в творческий процесс, где взаимодействуют художники и зритель, а электронным каталогом очень просто делится. В два клика. Правда?
Не забудьте, пожалуйста, все кто приходит на выставку, рассказать в соцсетях или на лавочке у подъезда о том, что вы были в большой и красивой галерее. Расскажите, что галерея “Республика ИЗО” это не так далеко, все зависит от точки отсчета, а еще тут рядом торговые центры, можно совместить шопинг с культпоходом.
Скажите всем, что изобразительное искусство, это модно, престижно, дорого - богато, интеллектуально и актуально. Сами понимаете, все это говорит об элитарности, а мы стараемся совместить изобразительное искусство с массовой культурой, странная задача.
Удачи нам. Спасибо за внимание.