Найти тему
Наталья Швец

Храм Живоначальной Троицы в Останкине

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Если Останкинскую телебашню в Останкино считают символом района, то храм Живоначальной Троицы смело можно назвать его душой. Трудно остаться равнодушным, глядя на это чудо. И еще более трудно представить, что этой красоты в районе могло бы просто не сохраниться. Но видно и впрямь Господь сберег. Уцелела церковь и беды ее, можно сказать, миновали...

Более четырехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной.

Просил князь о возведении не случайно. Михаил Яковлевич только что женился на дочери богатого боярина, владельца усадьбы Останкино Якова Николаевича Одоевского. Именно в честь этого события и было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянного, возведенного в середине XVI века.

В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем 15 сентября 1677 года.

Храм строили с 1677 по 1692 годы. Искусствоведы считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина. Хотя есть предположения, что в работах участвовали ярославские мастера, которые в совершенстве владели секретами изготовления каменных узоров. Новая церковь получилась необыкновенно нарядной и живописной. Все стены украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича.

Крепостной зодчий


Несколько слов об архитекторе — крепостном Павле Сидорове сыне Потехина. Она родился в семье кузнеца Сидора Кобякова в селе Кадницы на Волне. Прозвище Потешка, которое он получил за постоянное участие в сельских скоморошьих играх — потехах, потом стало фамилией. У Сидора было четверо сыновей. Младшие Павел и Андрей после смерти отца попали в строительную артель, которой покровительствовал князь Дмитрий Пожарский.

После его смерти, которая случилась в 1644 году, князь Михаил Черкасский пригласил работников артели для возведения нового собора Спаса Преображения в селе Павловское-на-Оке.

Поначалу Павла Потехина поставили на самую простую работу. Он подносил кирпич, готовил известь. Молодой каменщик показал себя с наилучшей стороны. Он внимательно присматривался к строительству, давал такие ценные совета, что даже опытные мастера удивлялись его смекалке. В результате после смерти возглавлявшего строительство собора Кирилки Иванова ему передали вести надзор над окончанием строительства.

По разным источникам, Павел Потехин был крепостным сначала Шереметевых, потом – Одоевских, а позднее – Черкасских. Его родное село постоянно переходило из рук в руки, к тому же три знатные семьи примерно в середине XVII века породнились.

К 1670 году в артели насчитывалось уже 93 мастера. Среди них были каменщики, резчики по камню и дереву, плотники, кузнецы, иконописцы и золотильщики. Все мастера были очень высокого класса, и при этом каждый мог при необходимости подменить другого...

В списке сооружений, возведенных артелью, под руководством Потехина, значится Никольская церковь в селе Никольско-Урюпино, Казанская церковь в селе Марково, церковь Михаила Архангела в усадьбе Архангельское, Святые врата и надвратная церковь Михаила Архангела в Макарьево-Жедтоводском монастыре, подворье князя Черкасскго в Московском Кремле, и, конечно, Троицкий храм в Останкине. Для строительства последней Потехин выбрал себе помощников - Федора Перфильева, Семена Ускова, Якова Мутовина, Кузьму Взварыкина.

В 1688 году Михаил Яковлевич Черкасский начал строительство монастырского ансамбля в своей нижегородской вотчине. Место было выбрано очень живописное – на острове близ Ворсмы, на Ворсменском острове. Образцом декора главного храма монастыря был московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Потехин осмотрел Воскресенский храм и указал в подряде, что «образец смотрел».

Во время строительства монастыря Павел Потехин начал жаловаться на здоровье. Стало сдавать зрение. К тому де, из-за болезни ног мастер уже не мог подниматься на леса и лично наблюдать за качеством работ. 16 ноября 1691 г. Черкасский отстранил зодчего от работ и назначил вместо него учеников – Федора Перфильева и Кузьму Игнатьева. Сам же Потехин отправился в родные Кадницы, к сыновьям. Сыновей у него, как и у его отца, было четверо: Сергей, Давыдка, Степан и Иван. Когда он умер, сведений не сохранилось. Зато сохранились его великолепные творения, которыми восхищаются по сей день. А искусствоведы не перестают задаваться вопросом — как простой крепостной, не имея никакого образования, мог создавать такую красоту?

Некоторые особенности строительства


Существенной особенностью Троицкого храма в Останкине считается расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Пояркове, возведенной в 1670-е годы и Воскресения в Кадашах, построенной в 1690-е годы. Как и у колокольни в Пояркове, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, где сделан восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкине отличается изысканной и утонченной пышностью. На нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором.

Одной из его составляющих стали широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, где декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов.

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Подобный элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.


Особую легкость и четкость облику церкви придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, только в два ряда, украшает восьмерик. Очень радуют взор у помогают цветные изразцы.

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. А вот уже сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма Св. Николая в Хамовниках (1694 год).

Можно смело сказать - в облике храма гармонично соединились черты нескольких архитектурных школ. Есть достоверные сведения, что 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Царские особы любили посещать Останкино


8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни.

Останкино становится главной подмосковной резиденцией князей Черкасских. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. А возведенный гениальным зодчим храм их домовой церковью. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви.

В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь, посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоановна, а в 1742 году целых четыре раза князь Алексей Михайлович Черкасский принимал в Останкине Елизавету Петровну. Его дочь Варвара выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева.

Молодые переселяются в усадьбу Кусково и об Останкине на время забывают. До самой кончины графини храм остается в неприкосновенности. После ее смерти Петр Борисович изменяет внешний облик храма, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 году умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю. С этого времени начинается новая жизнь усадьбы. Молодой наследник задумал построить там театр для своей возлюбленной — крепостной певицы Параши Жемчуговой. Затем имение переходит к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу...


Невиданный иконостас появился в храме

Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина императором Николаем Первым он, находясь вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле...

Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас вновь обновили, в 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма.

Работами руководил известный архитектор и реставратор, знаток русского искусства и архитектуры – Николай Васильевич Султанов. Он констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере, поэтому предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразцового убранства. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.


В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

Тяжелые времена

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность.

Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, однако его лучшие памятники были расхищены. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца.

С тех пор помещение храма служило хранилищем. В 70-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 80-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.

Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля - игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Евгения Черникова. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.