Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Автомобиль, описание которого представлено в настоящей публикации, разрабатывался специалистами ГАЗа и получился довольно удачным для своего времени. Он создан без оглядки на конкретные образцы с применением освоенных заводом узлов и деталей. Можно сказать, что это было дебютом советской конструкторской школы.
Почему решили создать пикап?
Маленькие грузовички, построенные на шасси легкового автомобиля, пользовались спросом у фермеров США. Советские инженеры заинтересовались такими автомобилями в надежде на то, что в развивающемся сельском хозяйстве страны они будут востребованы. Воспользоваться технической помощью (получить чертежи) из-за океана им не удалось по банальной причине: Форд не изготавливал пикапы. Их производили специализированные мастерские, покупая шасси у автомобильных гигантов.
Газовские конструкторы изучили несколько вариантов легковых грузовиков и создали ГАЗ-4. За основу взяли шасси ГАЗ-А, установили кабину от грузовика ГАЗ-АА, за которой расположился кузов. Грузовичок понравился работникам села, почтовым работникам, работникам культуры, государственным служащим и военным, что явилось определяющим фактором его выпуска.
Особенности конструкции ГАЗ-4.
Двухместная металлическая кабина от полуторки ГАЗ-АА имела отдельные деревянные детали и была двухместной. Панель приборов располагалась на топливном баке. В неё входили всего три прибора. Уровень топлива показывал прибор, механически связанный с поплавком в баке. В окошке спидометра появлялись числа, нанесённые на вращающийся барабан. Амперметр указывал наличие тока в шести вольной электрической сети с «плюсом» на массе.
Лобовое стекло поднималось и фиксировалось в нужном положении. Стеклоочиститель устанавливался только со стороны водителя и имел вакуумный привод, для чего был соединён трубопроводом с впускным коллектором мотора. Крыша кабины обшивалась дерматином. Сидение выполнено в виде сплошного дивана с инструментальным ящиком под нижней подушкой.
Платформа для перевозки грузов и пассажиров состояла из деревянного каркаса, обшитого листовой сталью. Она имела размеры 160х110 см и могла перевозить полтонны груза или шесть человек на боковых откидных скамейках. На первых экземплярах в заднем борту устанавливали узкую дверь с запором, впоследствии задний борт пикапа откидывался вниз, открывая широкий проём. На боковых бортах платформы устанавливались поручни. Кузов мог оснащаться тентом на каркасе.
Панели капота, кабины и кузова были изготовлены в одном стиле и смотрелись гармонично, не нарушая целостного образа пикапа. Кузов имел расширяющуюся кверху форму, гармонирующую с силуэтом кабины и напоминающую карету. Задние колёса прикрыты штампованными крыльями, которые были соединены с передними крыльями подножкой, исключающей попадание грязи от колёс на кабину и кузов. Запасное колесо размещалось в нише левого переднего крыла.
Для ночных поездок автомобиль оснащался фарами с двумя рабочими режимами: ближний и дальний свет. Переключатель света устанавливался на руле. В его середине "торчала" кнопка клаксона, который располагался рядом с левой фарой. Под рулём с четырьмя спицами располагался рычаг управления углом опережения зажигания.
Где производили ГАЗ-4?
Пикап выпускали на филиале ГАЗа — автосборочном заводе с номером один в Горьком, а так же на московском заводе имени КИМ (позже Ленинского комсомола) в течение четырёх лет, начиная с 33-го года. Общее количество выпущенных грузовичков превысило 10 тыс. экземпляров.
По современным меркам первые газовские автомобили имели крайне скромные сроки эксплуатации. Главной причиной выхода из строя узлов и деталей первых советских машин было отсутствие дорог с покрытием. Американские прототипы служили на родине дольше, так как они передвигались по усовершенствованным дорогам. Особо ограниченный ресурс на ГАЗ-4 имели деревянный кузов, шины, стартер двигателя, подвески мостов, которые редко «дотягивали» до 10 тысяч км. Двигатель не на много «переживал» названые узлы. Несмотря на имеющиеся недостатки, пикапы пользовались спросом в армии и на «гражданке».
Выражаю уважение и признательность авторам видеофильма «ГАЗ-4» мастерской «Старая школа», благодаря которому мне удалось понять особенности устройства пикапа.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Публикацию о ГАЗ-21 можно прочесть здесь.
С публикацией о"Волге" с восьмицилиндровым двигателем можно познакомиться здесь.
О полноприводном ГАЗ-67 говорится здесь.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.