Найти тему

Роль жестикуляции в общении человека с роботом

Несколько наук - лингвистика, психология и социальная робототехника - сотрудничают в целях изучения возможностей робота для поддержания естественного общения с человеком. Эта область имеет большой исследовательский потенциал - в частности, поиск естественных и простых в использовании пользовательских интерфейсов имеет фундаментальное значение.

В то же время, такое поведение робота должно быть как можно ближе к коммуникативному поведению человека, поэтому оно должно быть сложным и разнообразным.

Взаимодействие человека и робота можно моделировать и изучать в трех модулях: мультимодальном, когнитивном и эмоциональном.

  • Когнитивное взаимодействие - это способность робота понимать команды пользователя.
  • Эмоциональное взаимодействие необходимо для поддержания позитивных отношений между роботом и пользователем.
  • Мультимодальный модуль представляет собой наиболее удобный и привычный для человека способ взаимодействия.

Невербальная коммуникация играет важную роль в координации действий, когда робот и человек работают вместе. Экспериментально доказано, что, с одной стороны, люди посылают робота для выполнения физической задачи с помощью речи и жеста. С другой стороны, невербальное поведение робота положительно влияет на успех решения проблемы при взаимодействии человека и компьютера.

Жесты, сопровождающие речь, облегчают понимание пространственной информации, а использование указательных жестов повышает скорость и точность выполнения задания.

https://flickr.com/photos/emhafik/4311014544
https://flickr.com/photos/emhafik/4311014544

Участники оценивают робота более позитивно, когда его невербальное поведение (жесты рук) воспроизводится вместе с речью, даже если речь и жесты семантически несовместимы. Кроме того, робот воспринимается более позитивно, когда жест не соответствует утверждению. Коммуникативное поведение робота положительно оценивается пользователем, когда оно потенциально менее предсказуемо, а робот "несовершенен".

Был проведен тест влияния ориентированных жестов робота на участников. Исследование проводилось с использованием робота F-2, для изучения взаимодействия человека и роботов.

С одной стороны, робот F-2 может построить семантическое текстовое представление с помощью синтаксического анализатора.

С другой стороны, робот выбирает коммуникативные реакции на построенный смысл и воспроизводит жесты с помощью системы управления поведением.

Процедура исследования

В этом эксперименте робот помогал участникам решить головоломку Танграм (сбор рисунка из разноцветных фигур). Головоломка состоит из 7 элементов разного цвета, формы и размера (два больших треугольника: красный и синий, два маленьких треугольника: желтый и темно-синий, средний зеленый, оранжевый параллелограмм и пурпурный квадрат.

Задача участника состояла в том, чтобы расположить элементы внутри заданного контура на белом листе. Было разрешено перевернуть элементы Танграм вверх дном.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/08/06/21/39/tangram-3588431_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/08/06/21/39/tangram-3588431_1280.jpg

Во время эксперимента, каждый из участников должен был собрать какой-нибудь рисунок: параллелограмм, фигуру кита, треугольника и корабля.

Порядок представления заданий был произвольным. Робот находился на столе перед участником и использовал речевые инструкции, жесты и взгляд, инструктируя участника поставить определенный элемент на определенное место.

В своих речевых инструкциях робот всегда ссылался на элемент по форме и размеру (а не по цвету). Таким образом, неоднозначный посыл в речи появился, когда робот упомянул один из парных элементов, таких как большой треугольник.

Поведенческие сценарии робота были организованы в виде последовательностей BML (Behavior Markup Language или описание автономного поведения) пакетов: по одной последовательности на задачу.

Управление роботом осуществлялось с помощью скрипта Python, который посылал BML-пакеты роботу. Специальные группы BML были разработаны для успешного и неудачного хода игрока:

  • Если действия пользователя были правильными, оператор дает роботу команду хвалить участника и двигаться дальше.
  • Если участник ошибся, робот, в соответствии с командой оператора, информирует участника об ошибке и повторяет предыдущую инструкцию.
  • Если пользователь закончил всю игру до конца BML-протокола, оператор дает роботу команду похвалить его за успешную работу.
https://flickr.com/photos/futur-en-seine/9092486146
https://flickr.com/photos/futur-en-seine/9092486146

Ориентированные жесты робота при решении пространственной задачи важны для создания положительного впечатления на пользователя. Результаты показали, что участники предпочтительнее относятся, когда робот использует ориентированные жесты. Этот эффект наблюдается даже в том случае, если участники явно не заметили разницы между поведением при правильном и неправильном наведении.

Разработанная система позволяет апробировать коммуникативные стратегии (например, с использованием положительной или отрицательной обратной связи) и стили общения между пользователями роботов, а также оценить эффективность таких стратегий в различных коммуникационных ситуациях и в различных социально-демографических группах.