Найти в Дзене
А.И. Алёхин

Видеореволюция

Началась эта история, о которой я хочу рассказать, в середине 80-х годов. Наша промышленность с 1984 года стала выпускать кассетные видеомагнитофоны "Электроника" в формате VHS. До этого кассетные видеомагнитофоны были только импортные, попадавшие в нашу страну не через магазины, а в основном, через спортсменов, вернувшихся с международных состязаний. Это была роскошь тогдашних мажоров, что-то вроде нынешних гелендвагенов, для молодёжи очень важный признак принадлежности к определённому элитному кругу. И появилось множество пиратских видеокассет. Начался бум видео.

Электроника 18
Электроника 18

Через пару лет, в 1986 году два государственных решения изменили жизнь в стране (ещё ждёт своих исследователей связь между этими решениями, перестройкой и молчаливым согласием обалдевших граждан с развалом Советского Союза). Первым было постановление Совмина РСФСР о повсеместном создании видеосалонов. И они действительно создавались повсеместно, чуть ли не в каждом квартале. И везде с утра и до вечера крутились пиратские копии не виданных ранее иностранных фильмов. Рухнула система идеологического контроля в сфере кинопроката. Почему это произошло?

На протяжении всего времени существования Советского государства, оно находилось в очень сложной, почти критической финансово- экономической ситуации. Выход из Первой мировой войны в гражданскую, сразу после этого голод и саботаж кулачества, необходимость противопоставить сельскохозяйственной буржуазии новое, объединённое крестьянство, а значит, создание механизированной базы, то есть индустриализация. Все шаги вынужденные. Так же, как и создание мощной пропагандистской системы для распространения абсолютно нового нигде не проверенного на практике знания. Ликвидация безграмотности, развитие литературы, библиотек, театров, создание киноискусства. И всё это из единого государственного бюджета.

Нет ничего удивительного, что на закупки зарубежной кинопродукции выделялся самый минимум. И этот минимум использовался прежде всего на поддержание идеологически дружественных фильмов. Потому практически вся продукция Голливуда была у нас неизвестна. А Голливуд в это время стремительно развивался. Бурная политическая жизнь Европы вытесняла, изгоняла огромное количество талантливых деятелей искусства и науки. Оседая в США, они обогащали своим опытом общую копилку искусства. И пока у нас складывалось совершенно новое искусство социалистического содержания, в Штатах складывалось совершенно новое западное кино. Мы его не покупали. На трактора у нас ещё хватало, а на фильмы уже нет. После войны довольно многое из фильмов 30-х годов у нас показали в качестве трофейных. Строго говоря, это тоже были пиратские копии, но под более-менее благопристойным прикрытием. Но и после войны ситуация не очень улучшилась. Нужно было поддерживать кинематограф стран СЭВ, развивать собственный и поддерживать "своих" в буржуазном кино. Денег не хватало.

Поэтому, когда кассетные видеомагнитофоны дали доступ (хотя и пиратский, но тем более неуправляемый) ко всем этим ранее недоступным сокровищам, плотину просто сорвало.

И Указ Верховного Совета РСФСР о дополнениях в Уголовный Кодекс РСФСР об уголовной ответственности за изготовление и распространение порнографии, пропаганды жестокости и т.д. уже мало что изменил. Но заставил посуетиться соответственные организации.

Я тогда достаточно часто публиковал в местной печати рецензии на кинофильмы, и у меня сложилась репутация более-менее авторитетного кинокритика местного разлива. Так что меня не очень удивило, когда ко мне обратилось местное милицейское начальство с просьбой оценить фильм с позиции его уголовной опасности. Меня сводили в видеосалон и показали очень нашумевший в те годы в России фильм под названием "Греческая смоковница". Они хотели знать точно: порнография это или нет? Я посмотрел и честно высказал своё мнение. Нет, это не порнография. Это особый жанр в кино, так называемая эротика. Детям это показывать не надо, а взрослым можно, хотя я лично не жажду смотреть подобные фильмы в коллективе. Есть в жизни человека какие-то интимные вещи и действия, при которых присутствие зрительного зала не обязательно.

А эротическое кино вовсе не было и не стало единственным, что мы узнали благодаря видеомагнитофонам и пиратским фильмам. Мы узнали ту часть культуры, которая развивалась параллельно с нашей, но была нам "не по карману". Нормальной, гуманистической культуры. И в сознании нашем, особенно в сознании чуть чаще мыслящей части населения -(творческой интеллигенции) сформировалась иллюзия, что не только эта часть художественной культуры, но и весь западный мир светел, гуманистичен и ждёт нас, заблудших братьев, чтобы заключить нас в свои объятия.

Я далёк от мысли, что именно это стало причиной распада СССР, но и этот кирпичик, выпавший из фундамента нашей идеологии, способствовал её ослаблению.