Найти тему
Катехизис и Катарсис

Начало немецкого наступления на Великобританию.

Ме-110 над Ла-Маншем
Ме-110 над Ла-Маншем

Итак, в конце июля 1940 года английское адмиралтейство приостановило проводку каботажных конвоев по Ла-Маншу, что избавило Истребительное командование от необходимости прикрывать конвои с воздуха. Соответственно, английские ВВС свернули свою активность над Ла-Маншем, что с полным правом позволило немцам утверждать, о «завоевании локального господства в воздухе над Каналом». В непрерывных боевых действиях наступила короткая передышка.

1 августа 1940 года Гитлер отдал свою директиву №17 об усилении морской и воздушной войны против Великобритании. На основании этой директивы, командующий Люфтваффе Герман Геринг отдал распоряжение трем воздушным флотам о переносе центра тяжести боевых действий с Ла-Манша, непосредственно на территорию Великобритании. Операции было присвоено кодовое название «Adlerangriff» (Орлиная атака), а день начала операции, соответственно получил название «Adlertag» (Орлиный день). Директива была доведена до командующих воздушными флотами на совещании в Берлине в тот же день. Стенограмма совещания была утеряна, поэтому о его содержании известно лишь из мемуаров участников.

Герман Геринг и Ганс Ешоннек на совещании за обсуждением планов налетов на Великобританию.
Герман Геринг и Ганс Ешоннек на совещании за обсуждением планов налетов на Великобританию.

Геринг видел эту операцию, как совокупный мощный удар силами всех трех воздушных флотов, поэтому для начала операции требовался устойчивый период хорошей погоды. На подготовку к операции воздушным флотам выделялось пять дней, и после 5 августа 1940 года они должны были быть готовы к нанесению удара при наступлении удовлетворительных погодных условий.

На совещании Геринг обрисовал перед командующими флотами следующую картину замысла операции: по оценкам разведки Люфтваффе ВВС Великобритании располагали 500 боеготовыми истребителями, английское производство истребителей оценивалось в 150-300 машин в месяц. На основании докладов о нанесенных противнику потерях в воздушных боях в июне-июле 1940 года, был сделан вывод, что на полное уничтожение истребительных сил RAF потребовалось бы не более 2 недель интенсивных боев.

Сбитый английский истребитель. 1940 год
Сбитый английский истребитель. 1940 год

Немцы довольно точно оценили силы противника: на 1 августа 1940 года в составе эскадрилий Истребительного командования RAF насчитывалось 558 исправных «Спитфайров» и «Харрикейнов», общее количество одномоторных дневных истребителей составляло 761 самолет. Однако немцы категорически недооценивали возможности авиапромышленности Великобритании: в июле, августе и сентябре 1940 года, по факту, английские заводы «дали фронту» 496, 476 и 467 одномоторных истребителя соответственно. В очередной раз отмечу, что недооценка немцами английского авиастроения была следствием грамотной дезинформации британской контрразведки. К этому числу необходимо прибавить 219 истребителей канадского производства, прибывших в метрополию в 1940 году, (уже в сентябре 1940 года канадские «Харрикейны» сражались в действующих эскадрильях ВВС) и до 200 машин ежемесячно восстанавливаемых системой гражданского ремонта ВВС.

Сборка «Спитфайров» на заводе в Castle Bromwich
Сборка «Спитфайров» на заводе в Castle Bromwich

Фактически, несмотря на любые потери матчасти, Истребительное командование поддерживало численность самолетов в своих эскадрильях на штатном уровне. Здесь необходимо пояснить, что самолеты Истребительного командования RAF находились в четырех структурах: боевых частях, ремонтных подразделениях, оперативном резерве, в учебных подразделениях. Даже в критический момент Битвы за Британию, в конце августа 1940 года, штатная численность самолетов в боевых частях RAF выдерживалась – потери сокращали маневренный фонд оперативного резерва самолетов.

Согласно замыслу Геринга целью воздушных атак на Великобританию должны были стать объекты авиапрома и наземной инфраструктуры RAF. Выбор целей для атаки на территории Великобритании осуществлялся «Комитетом Англия», на деятельность которого накладывала свой характер крайне скудная разведывательная информация. Хотя английская авиапромышленность имела ряд ключевых уязвимых точек, таких как завод «Супермарин Спитфайр» в Саутгемптоне, или фабрика по производству двигателей «Merlin», атака на которые в корне влияла на способность англичан восполнять потери истребительной авиации, выбор целей осуществлялся по степени доступности. Так, немцы отчаянно бомбили завод «Стирлинга» в Рочестере, который фактически никак не влиял на боеспособность английских истребительный ВВС. Атаки на аэродромы также осуществлялись исходя из их географического местоположения, а не из их значимости в системе английских ПВО. При этом немцы массово атаковали аэродромы Бомбардировочного и Берегового командований, что практически не влияло на боеспособность Истребительного командования RAF.

Фабрика Супермарин Спитфайр в Саутгемптоне — южное побережье Великобритании — в двух шагах от немцев
Фабрика Супермарин Спитфайр в Саутгемптоне — южное побережье Великобритании — в двух шагах от немцев

8 августа 1940 года штаб Люфтваффе передал в штабы воздушных флотов короткую радиограмму, которая спустя несколько часов была расшифрована британскими криптографами:

От Рейхсмаршала Геринга, всем частям 2-го, 3-го, и 5-го Воздушных флотов, оперативный приказ «Adler». В скором времени вы выметете британские королевские ВВС с неба. Хайль Гитлер.

Руководству Истребительного командования стало понятно – решительное немецкое наступление начнется со дня на день. Англичане ждали немецкий удар, они были готовы.

Английское командование с толком использовало предоставленную ему немцами передышку. В первую очередь это касалось личного состава - действующие пилоты активных эскадрилий наконец то получили необходимый отдых. Командующий Истребительным командованием Хью Даудинг сознательно отказывался от формирования новых эскадрилий, стремясь поддерживать действующие авиачасти в штатном составе. Единственное исключение было сделано для «иностранных» формирований в составе RAF. До июля 1940 года иностранные пилоты входили в состав английских формирований, однако в распоряжении англичан имелось некоторое количество иностранных пилотов, которые, как правило, по причине незнания английского языка не могли быть инкорпорированы в английские части, однако обладали необходимыми навыками пилота и горели желанием вступить в бой с немцами. В июле 1940 года было принято решение о формировании чехословацкой и двух польских истребительных эскадрилий. Изначально их формировали с минимально необходимым для освоения летчиками количеством самолетов, оперативную подготовку личный состав эскадрилий проводил самостоятельно. Англичане рассчитывали, что «национальные» эскадрильи будут готовы к октябрю 1940 года, но по факту их бросили в бой уже в конце августа.

«Харрикейны» 303-й «польской» эскадрильи
«Харрикейны» 303-й «польской» эскадрильи

На 1 августа 1940 года Истребительное командование RAF имело в своем составе 1098 летчиков, из которых 558 пилотов состояло в 29 эскадрильях «Харрикейнов», и 366 – в 19 эскадрильях «Спитфайров». В среднем это давало по 19 пилотов на эскадрилью, что было близко к минимально необходимому числу пилотов, установленному в 20 человек. Однако июльские бои привели к проседанию «качества» летного состава: вместо погибших и раненных пилотов «довоенных наборов» в эскадрильи стали прибывать молодые летчики, с совершенно недостаточной, по мнению командиров, подготовкой. Эти пилоты имели за плечами четырехнедельное обучение в летных школах, включавшее от 10 до 13 часов индивидуального налета на истребителях. Они вообще не проходили никакой тактической подготовки в воздухе, этот этап обучения возлагался на личный состав действующих эскадрилий, куда вливалось молодое пополнение. Важно отметить, следующий момент: в июне-июле 1940 года английские эскадрильи несли потери очень неравномерно, часть из них вообще не принимала участия в боях, поэтому потери пришлись на активно используемые авиачасти, такие как, например 609-я эскадрилья RAF. Именно туда массово шли скороспелые летчики, потому что командование RAF, не хотело вырывать из сложившихся коллективов относительно опытных пилотов с довоенной подготовкой, для пополнения пострадавших эскадрилий. С другой стороны, уцелевшие в боях и получившие реальный боевой опыт пилоты, составляли «золотой фонд» английских истребительных ВВС, поэтому их не убирали с передовой. Подобная система приводила к тяжелым потерям среди «новичков», однако шла война, и с этим фактом приходилось мириться. «Мы производим самолеты и производим пилотов. Для производства хорошего пилота нужно время, а у нас просто нет этого времени» - так сказал Хью Даудинг командующему 11-й группой истребителей К. Парксу, когда тот озвучил вышеописанную проблему. «Вчера немцы атаковали суда в канале, сегодня они атакуют наши аэродромы, вероятно, завтра они нанесут удар по нашим городам, и долг Истребительного командования – защитить людей нашей страны. Потерь при этом не избежать».

Пилоты 249-й эскадрильи
Пилоты 249-й эскадрильи

Еще одно важное, но внешне незаметное нововведение было сделано в RAF в начале августа 1940 года. 1 августа 1940 г. во все истребительные эскадрильи RAFбыла направлена специальная памятка по обращению с двигателем «Merlin» при использовании 100-октанового топлива.

7 августа 1940 года в штаб Истребительного командования пришла информация о том, что все действующие истребительные эскадрильи перешли на 100-октановый бензин.

Стандартное топливо RAF имело октановое число 87, однако, еще в январе 1937 года британский инженер Francis Rodwell Banks, являвшийся консультантом Министерства авиации Великобритании в части авиадвигателей, обосновал необходимость разработки серийных двигателей, способных работать как на стандартном, так и на высокооктановом топливе. Двигатели «Merlin», устанавливаемые на истребителях «Харрикейн» и «Спитфайр» обладали такой возможностью. Испытания показали, что использование 100 октанового бензина, без каких либо доработок двигателя ведет к увеличению мощности на 130 лошадиных сил. Проблема заключалась в наличии такого топлива, поскольку английские нефтеперерабатывающие заводы его не производили.

16 марта 1939 г. в министерстве Авиации Великобритании состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос об использовании 100-октанового топлива в частях ВВС. Было определено, что 16 истребительных и 2 бомбардировочные эскадрильи будут переведены на использование этого топлива, по мере накопления достаточных запасов горючего. Американские специалисты по заказу английского министерства Авиации разработали сорт горючего BAM 100 (British Air Ministry 100). Первая партия топлива, окрашенного с характерный зеленый цвет для упрощения идентификации, была отправлен в Великобританию с нефтеперерабатывающего завода ESSO в Арубе в июне 1939 года. Топливо складировалось на специальных складах Министерства авиации. В ноябре 1940 года были проведены испытания нового топлива в штатных двигателях «Харрикейнов» и «Спитфайров», письмо от 14 ноября 1940 года указывало на отличные результаты и необходимость немедленного перевода действующих частей ВВС на 100-октановое горючее. 12 декабря 1939 года использование топлива было одобрено для самолетов RAF. С июня 1940 года 100-октановый бензин начал использоваться некоторых в действующих эскадрильях, и к моменту начала немецкой операции «Adlerangriff» все британские истребители перешли на новое топливо, это дало им некоторое преимущество перед немецкими машинами.

Заправка «Харрикейнов»
Заправка «Харрикейнов»

Как уже отмечалось в предыдущей статье, несмотря на готовность немцев к проведению операции «Adlerangriff», и действующие приказы, боевые действия в воздухе над Великобританией разгорелись с новой силой до начала немецкого воздушного наступления. Бои над Ла-Маншем 8-11 августа были вызваны попыткой английского адмиралтейства возобновить движение конвоев через Канал и соответствующей реакцией немцев, в рамках Kanalkampf.

Днем 11 августа 1940 года немецкий самолет разведчик погоды, совершавший ежедневные вылеты в Атлантический океан, сообщил о росте атмосферного давления у побережья Испании, скорость и направление ветра давали прогноз на то, что в районе Ла-Манша, в том числе в районе проведения операции «Adlerangriff», вскоре будет преобладать хорошая и ясная погода. Командование Люфтваффе отдало приказ прекратить всякие операции против английского флота и сосредоточится на подготовке удара по объектам, назначенным целями операции.

Первые немецкие атаки, имеющие отношение к операции «Adlerangriff», начались утром 12 августа 1940 года. Целью немцев были английские радарные станции раннего предупреждения о налетах. Надо отметить, что, несмотря на то, что радары были выбраны первым объектом немецкой атаки, немцы не в полной мере представляли себе их роль в системе английской ПВО, и нападение преследовало ограниченные цели. Станции атаковались затем, чтобы повысить шансы застать английские истребители на аэродромах в ходе следующих налетов.

Радарные станции RAF. Красным подчеркнуты станции, атакованные немцами утром 12 августа 1940 года
Радарные станции RAF. Красным подчеркнуты станции, атакованные немцами утром 12 августа 1940 года

Удар по радарным станциям на юго-востоке Великобритании осуществляло специальное подразделение Люфтваффе Erprobungskommando (опытная команда) №210, созданная 1 июля 1940 года, с целью проверки возможности использования тяжелого истребителя Ме-110 в роли ударного самолета. Каждый из 16 Ме-110 группы под командованием В. Рубенсдорффера, нес на себе 500 кг. бомбу. Действия ударных машин обеспечивал эскорт из нескольких десятков истребителей Ме-109, которые, вопреки обыкновенной практике оставаться над Ла Маншем, углубились на британскую территорию, чтобы перехватить английские истребители, если те успеют отреагировать на налет. Группа истребителей-бомбардировщиков Ме-110 разделилась на четыре четверки, каждая из которых нанесла удар по одной из радарных станций: Dunkirk, Pevensey, Rye и Dover. Каждая станция представляла собой конструкцию из трех металлических и четырех деревянных вышек с передатчиками и приемниками, персонал станции располагался в строениях находившихся неподалеку от вышек.

Ме-110 с бомбами
Ме-110 с бомбами

В 8-40 минут утра 12 августа 1940 года, группа ударных машин немцев была замечена радарными станциями, ей был присвоен код «Х», который обозначал неопознанные самолеты в отличии от «F» (истребители) или «B» (Бомбардировщики). Когда радарные станции пропустили очередной сеанс доклада, ставка Истребительного командования попыталась связаться с ними по телефону, а после по радио, чтобы выяснить уточнение информации по группе немецких самолетов. Станция Rye доложила «нас бомбят», доклад станции Pevensey был более эмоционален «... ваше кровавое неизвестное выбивает из нас дерьмо, вот что» "...your bloody unknown origin is kicking the shit out of us, that's what". Надо сказать, что еще по опыту польской кампании немцы выяснили, что стационарные антенны радиостанций являлись тяжелой целью для авиаудара, зачастую они выдерживали даже прямое попадание в основании башни. Поэтому немцы атаковали строения рядом с башнями, рассчитывая вывести из строя оборудование и персонал. Единственная бомба, попавшая в мачту радиопередатчика станции Dunkirk, сместила ее на несколько сантиметров, но не смогла обрушить. Тем не менее, осколки и ударная волна уничтожили несколько операционных зданий, порвали провода коммуникаций, все станции временно были выведены из строя.

Вышки станции Ventorn
Вышки станции Ventorn

В 11-45 100 бомбардировщиков Ю-88 из KG51 в охранении Ме-110 и Ме-109 атаковали Портсмут и остров Wight, главной целью налета была радарная станция в Ventorn-е. Она была повреждена гораздо основательнее ранее атакованных станций, в Портсмуте в результате налета погибло более ста гражданских лиц. Немецкий налет был замечен станцией в Poling-е, сообщившей о двухстах немецких самолетах, поэтому на перехват были направлены 54 английских истребителя. Налет не прошел для немецких бомбардировщиков безнаказанно – английские истребители сбили 10 Ю-88.

Вторая волна немецких атак 12 августа, после налета на радарные станции была направлена против передовых английских аэродромов, расположенных на юго-восточной оконечности Кента: Manston, Hawkinge и Lympne. Эти аэродромы не были постоянными базами эскадрилий истребительного командования (за исключением Manston-а, там базировались ночные истребители «Бленхейм» 600-й эскадрильи), однако на них размещались оперативные эскадрильи в ходе Kanalkampf, аэродромы принимали поврежденные и израсходовавшие топливо самолеты.

Аэродромы RAF, атакованные 12 августа 1940 года
Аэродромы RAF, атакованные 12 августа 1940 года

Из-за выведенных из строя радаров немецкий налет оказался внезапным, высланные на перехват 501-я и 64-я эскадрильи не успели отбить немецкий налет. Hawkinge и Lympne были выведены из строя на три дня, однако на них не было английских самолетов. В Manston-е, помимо ночников, располагались 54-я и 65-я эскадрильи. Они также получили сигнал на взлет, самолеты 54-й эскадрильи успели подняться в воздух, а «Харрикейны» 65-й эскадрильи взлетали уже под немецкими бомбами, поразившими один самолет – аэродром атаковали Ме-110 Рубенсдорффера, совершившие уже второй вылет за сутки. В воздухе завязалась «собачья свалка», и пока английские истребители были связаны боем по Manston-у без помех отбомбились «Дорнье» из KG-2: после налетов на территории аэродрома насчитали 150 бомбовых попаданий, сгорели два «Бленхейма». К слову, персонал аэродрома был настолько впечатлен внезапным налетом, что впоследствии «при малейших признаках угрозы люди скрывались в убежищах, отказываясь их покидать, так что заправлять и вооружать истребители приходилось экипажам «Бленхеймов».
Получив известия об ударах немецкой авиации по аэродромам в Кенте, Даудинг позвонил своим командирам групп со словами, «господа, я думаю, битва началась».

В результате воздушных боев 12 августа 1940 года немцы потеряли 32 самолета, английские ВВС – 22 машины, 11 английских пилотов погибли или пропали без вести, несколько было тяжело ранено. Среди раненных был P/O Джеффри Пейдж, получивший сильнейшие ожоги лица и рук, после того, как взорвался бак его «Харрикейна». Впоследствии он станет основателем клуба «Морских свинок», объединяющий пилотов, получивших ожоги, обезображивающие внешность.

Обескураживающей новостью для немцев стало то, что через несколько часов после атаки, передатчики радарных станций вновь вышли в эфир – немецкие приемники фиксировали характерные для них 12-метровые радиоволны. Даже разнесенная в пух и прах станция в Ventorn-е подавала радиосигналы (на самом деле там работала мобильная маломощная станция) Несмотря на то, что со стороны англичан это отчасти было «блефом» - радиопередатчики запустили раньше, чем ввели в строй операционные комнаты и приемники, они добились своей цели. Немцы, посчитав, что затраты на уничтожение радаров себя не оправдывают, вывели их из списка приоритетных целей, поэтому в будущем на радарные станции было совершено всего два налета. Уже к утру 13 августа англичане практически полностью смогли восстановить радиолокационное поле, за исключением станции в Ventorn-е, которая ремонтировалась три недели.

Налеты немецкой авиации, утро 13 августа 1940 года
Налеты немецкой авиации, утро 13 августа 1940 года

Вопреки прогнозам, утро 13 августа 1940 года выдалось пасмурным, низкая облачность ограничивала применение авиации, однако приказ Геринга, о начале наступления, отданный накануне, действовал, что привело к невыразимому бардаку в рядах Люфтваффе.

Наступление должно было начинаться рано утром, поэтому уже в 5 часов утра немецкие самолеты начали подниматься в небо, и собираться в атакующие формации. В разгар этого процесса в штабы Воздушных флотов поступило радиосообщение из штаба Люфтваффе, отменяющее утренние атаки, с оговоркой, что атаки могут начаться во второй половине дня, в случае улучшения погоды. Это сообщение стали отправлять лидерам атакующих формаций, однако, на самолете лидера KG2 оберста Й. Финка не работало «дальнее» радио, и приказ до него не дошел, поэтому он спокойно повел 74 бомбардировщика «Дорнье» своей эскадры на заданную цель.

Экипаж До-17 из КG2, Франция 1940 год
Экипаж До-17 из КG2, Франция 1940 год

Бомбардировщики должны были быть прикрыты 60 Ме-110 из ZG 26 под командованием оберстлейтнанта Й. Хута. Хут получил распоряжение об отмене атаки, и вернул свои самолеты на аэродром. В результате бомбардировщики вышли к цели самостоятельно, без истребительного эскорта. Однако не только немцы допускали ошибки: несмотря на то, что группа немецких бомбардировщиков была своевременно замечена радарными станциями, направление полета немцев было определено неверно, командование 11-й авиагруппы предположило, что немцы будут атаковать глубинные аэродромы в Кенте, поэтому в зоне полета бомбардировщиков оказалась всего одна английская эскадрилья, разминувшаяся с целью в плотной облачности. Между тем, немцы достигли своего назначения – острова Sheppey, на котором размещалось сразу два английских аэродрома – одноименный аэродром Sheppey и исторически первый английский аэродром Eastchurch. Оба этих аэродрома принадлежали Береговому командованию ВВС Великобритании, днем 13 августа 1940 там не было английских истребителей – 266-я эскадрилья должна была перелететь на Eastchurch в качестве передового, но немцы опередили англичан. Аэродромам был причинен значительный ущерб, было уничтожено три «Бленхейма» 35-й эскадрильи берегового командования. На обратном пути немецкие бомбардировщики были атакованы 111-й и 151-й эскадрильями англичан. Без истребительного прикрытия, бомбардировщики стали легкой добычей англичан, которые сбили 5 немецких машин. От тотального избиения немцев спас рискованный маневр Финка, который увел свои самолеты в облака. После возвращения на аэродром, разъяренный оберст немедленно связался с командующим Воздушным флотом Кессельрингом и в непарламентских выражениях поинтересовался, где был обещанный ему эскорт истребителей и кто ответит за пять погибших экипажей. Узнав об отмене атаки, он вскипел еще больше, и начал интересоваться, подумал ли кто-то в штабах о том, что как-то следует уведомлять о подобном событии непосредственных исполнителей. В конечном итоге, Кессельринг лично посетил Финка и принес тому свои извинения.

Обратная ситуация имела место с бомбардировщиками Ю-88 из эскадры KG-54, которая, под прикрытием 20 Ме-110 из ZG2 должна была бомбить аэродромы Odiham и Farnborough. Командир бомбардировщиков получил приказ на отмену операции, однако его радиосообщение не было принято на нескольких машинах, которые атаковали цель самостоятельно, основные силы эскадры вернулись на базу. А вот истребители эскорта не получили приказа на возвращение и честно вышли в точку рандеву с бомбардировщиками, где были атакованы 601-й и 238-й эскадрильями англичан, которые сбили сразу пять немецких истребителей ценой потери одной своей машины.

Дотянули до своих
Дотянули до своих

Тем временем погода кардинально улучшилась, и в 15 часов был отдан приказ на начало операции «Adlerangriff». В небо поднялись 450 немецких самолетов сформированные в две группы. 3-й воздушный флот сформировал группу из 120 Ю-88 KG24 и LG1, путь бомбардировщикам расчищали Ме-109 из JG 53. Немецкие истребители связали боем английские истребители 609-й эскадрильи, позволив первой группе юнкерсов прорваться к Саутгемптону, нанеся удар по порту и докам, однако тут с немцами сыграло злую шутку ахиллесова пята Ме-109 – у истребителей вышло топливо и они вынуждены были вернуться на базу. В итоге вторую группу немецких бомбардировщиков встретили английские истребители из 152-й, 213-й и 601-й эскадрилий, немцы даже не пытались прорваться к целям, сбросили бомбы в Ла-Манш и ушли, потеряв несколько машин.

Аэродром «Detling»
Аэродром «Detling»

2-й воздушный флот ввел в бой 70 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 (II/StG 2 и StG 77), с серьезным истребительным прикрытием Ме-109 JG-27. Пикировщики должны были атаковать авиазавод «Short Brothers» в Рочестере, и аэродром Detling. Немецкие истребители связали боем 56-ю английскую эскадрилью, направленную на перехват бомбардировщиков, обеспечив пикировщикам идеальные условия для атаки. Первая группа бомбардировщиков не смогла найти завод и сбросила свои бомбы куда попало, а вот вторая группа с большим успехом атаковала Detling. Немецкие бомбы поразили топливные хранилища, арсенал, ангары с самолетами. Командир аэродрома погиб в своем кабинете, 500-кг бомба разорвалась в здании столовой, где погибло множество людей. Жертвами налета стали 68 человек летного персонала, 94 человека были ранены. Немецкая разведка предполагала, что Detling является одним из ключевых аэродромов истребительного командования, этим и определилось выделение пикировщиков для его атаки. Однако разведка ошиблась – аэродром использовался Береговым командованием. Потери англичан были велики, но никак не сказались на боеспособности Истребительного командования.

Сгоревший в ангаре «Бленхейм»
Сгоревший в ангаре «Бленхейм»

Результаты начала воздушного наступления оказались обескураживающими для немцев. Никаких решительных результатов достигнуто не было, вскрылись серьезные проблемы в коммуникациях между истребителями и бомбардировщиками. Немцы потеряли 34 самолета, еще 15 машин совершили вынужденную посадку во Франции, не долетев до своих аэродромов. Англичане заплатили за этот успех 15 истребителями и тремя пилотами. Вечером 13 августа командующий Истребительным командованием Даудинг и командир 11-й группы истребителей Паркс подвели итоги дня. Даудинг охарактеризовал результаты как чудесные – общая атака на английские объекты провалилась, действия немцев выглядели нескоординированными, потери Командования были небольшими. Особое впечатление на него произвело то, что вторую атаку немцев на Портсмут удалось предотвратить. К. Паркс также высказал осторожный оптимизм: «Было бы наивным полагать, что мы могли бы отразить массированные налеты немцев, не понеся никаких потерь, но действуя осмотрительно, мы можем свести их к минимуму».

В ночь с 13 на 14 августа 1940 года немецкие ночные бомбардировщики атаковали целый ряд объектов на территории Великобритании, нанеся «незначительные повреждения».

Утро 14 августа 1940 года выдалось пасмурным, над Ла-Маншем моросил легкий дождь. Погодные условия не способствовали проведению массированных налетов, поэтому немцы предполагали провести несколько рейдов силами лучших бомбардировочных экипажей, которые должны были атаковать свои цели без истребительного прикрытия, используя в качестве прикрытия густую облачность. Днем немцы предприняли провокационный рейд, английские радары засекли формирование группы немецких самолетов над Кале, наземные наблюдатели докладывали о том, что видят около 70 пикирующих бомбардировщиков. После того как группа немецких самолетов направилась к Дувру, на перехват были брошены три английские эскадрильи. При появлении английских истребителей «Штуки» немедленно развернулись и полетели домой, а немецкие истребители прикрытия, укрывавшиеся до поры в облаках, атаковали англичан, сбив три самолета, еще две машины англичан совершили вынужденную посадку. Немцы атаковали аэростаты Дуврского барража и направились домой. Пока внимание английских истребителей было отвлечено воздушным боем над Дувром Ме-110 из Erprobungskommando совершили очередной визит на аэродром Manston. Немецкие бомбы в очередной раз поразили ангары с «Бленхеймами», уничтожив три английских ночных истребителя. Два немецких самолета были сбиты в этом налете 40-мм зенитным орудием, один из самолетов рухнул прямо на щели ПВО, где укрывался персонал аэродрома, чудом никто не пострадал.

Наземный персонал 609-й эскадрильи RAF укрывается в щели ПВО
Наземный персонал 609-й эскадрильи RAF укрывается в щели ПВО

В середине дня три немецких бомбардировщика Хе-111, укрываясь в облаках, подошли к аэродрому Middle Wallop и сбросили на него бомбы. Базирующиеся на аэродроме «Спитфайры» 234-й и 609-й эскадрилий бросились в погоню за немцами, позволив одиночному Ю-88 провести удачную атаку на аэродром, бомбы, сброшенные с пикирования, поразили один из ангаров, убив четыре человека.

"Моя голова кружилась, у меня звенело в ушах, я почувствовал, ударную волну, когда я лежал там, распластанный на земле. Я смог встать, и первое мое побуждение было - бежать к ангару. Там была бойня, я видел одного человека с оторванной ногой и оставшейся половиной другой ноги, у другого было сплошное красное месиво вместо груди, третий кричал и катался по земле - его рука была оторвана. Четвертого попросту "разбрызгало" по стене.
Меня тошнило, и чуть не вывернуло наизнанку прямо там, но когда другие военнослужащие вошли за мной в ангар, они, казалось, просто занимались своими делами, деловито и спокойно, без признаков паники. Потом я вспомнил, что мне говорили о британцах: «как бы ни была плоха ситуация, они всегда будут сохранять присутствие духа (keep a stiff upper lip)».

Пилот 609-й эскадрильи Алан Фири атаковал юнкерс на выходе из пикирования и сбил немецкий самолет «с доставкой на дом». Преследовавшие «Хейнкели» истребители добились еще одной победы.

В целом, спорадические атаки немецких самолетов не могли нанести серьезного ущерба англичанам, однако Истребительное командование ожидало, что улучшение погодных условий повлечет за собой массированные налеты и готовилось к их отражению.

-19

Прогноз погоды на 15 августа 1940 года был неблагоприятным, поэтому Геринг вызвал командование 2-м и 3-м воздушными флотами на совещание в Берлин, так же им были вызваны командиры соединений пикирующих бомбардировщиков. Геринг хотел разобрать причины высоких потерь ударных самолетов и недостаточного уровня взаимодействия, проявленного в ходе налетов 12-13 августа 1940 года. По результатам совещания Геринг отдал новую директиву, касающуюся организации воздушного наступления. Рейхсмаршал требовал уделить особое внимание вопросам взаимодействия между бомбардировщиками и истребителями эскорта, в случае использования пикирующих бомбардировщиков силы эскорта должны были трехкратно превышать число пикировщиков, чтобы обеспечивать прикрытие «Штук» на всех этапах налета.

«Тактика истребителей сопровождения соединений «Штук» должна быть скорректирована, так как враг концентрирует свои истребители против наших пикирующих бомбардировщиков. По-видимому, необходимо выделить по три группы истребителей для каждой группы «Штук», одна из этих групп истребителей остается с «Штуками» и пикирует с ними в атаку; вторая пролетает над целью на средней высоте и осуществляя истребительное прикрытие; третья защищает всю формацию сверху. Также необходимо будет сопровождать «Штуки», возвращающиеся из атаки через Канал.

Было отмечено, что в качестве запасных целей зачастую выбираются объекты, не имеющие прямого отношения к задаче борьбы с ВВС англичан, подобную практику следовало прекратить. Для нанесения ночных авиаударов по объектам авиапромышленности Великобритании выделялось элитное соединение KG100. Отдельным пунктом директивы указывалась бесполезность атак на радарные станции англичан.

Пока высокое начальство получало ценные указания в Каринхалле, на местах начинался экшен. Утром фронт высокого давления установился над Великобританией, обеспечив хорошие погодные условия над Ла-Маншем и островом. Поскольку оперативные планы наступления на Великобританию были разработаны и доведены до исполнителей. Материальная часть была подготовлена, самолеты заправлены и вооружены, для начала скоординированного наступления трех воздушных флотов требовался только лишь приказ, который на свой страх и риск отдал начальник штаба 2-го авиакорпуса оберст Paul Deichmann.

Атака 5-го ВФ 15 августа 1940 года
Атака 5-го ВФ 15 августа 1940 года

15 августа 1940 года в первый (и в последний) раз к дневным налетам на Великобританию были привлечены силы 5-го ВФ немцев, базирующегося в Норвегии и Дании. Командующий 5 ВФ фон генерал Штумпе сформировал две группы ударных самолетов: из Норвегии вылетели 63 бомбардировщика Хе-111 из состава эскадры KG-26, из Дании вылетели 50 Ю-88 из KG-30. Прикрывать «Хейнкели» должны были 34 Ме-110 из группы ZG76, юнкерсы шли без прикрытия. Чтобы обеспечить Ме-110 необходимую дальность полета, использовались дополнительные баки на 1000 литров, подвешенные под самолетами, самолеты летели без воздушных стрелков. Целью 5ВФ были английские аэродромы на севере Великобритании.

На востоке Великобритании имелась сеть радарных станций, поэтому элемент внезапности из действий немецких летчиков был исключен – немецкие самолеты были замечены на далеких подступах, у истребителей 13-й и 12-й групп было около часа на принятие решений, взлет и перехват немецких самолетов. Но события развивались не так гладко, как хотелось бы англичанам. Уровень квалификации операторов радарных станций на востоке Британии была ниже, чем у опытных операторов на юге страны, поэтому численность «Хейнкелей» и прикрывающих их Ме—110 была неверно определена в 30 машин, и на перехват была направлена только одна 72-я эскадрилья RAF. После того как лидер эскадрильи обнаружил в воздухе около ста немецких самолетов, на помощь ему были подняты еще две эскадрильи 13-й группы. Половина «Спитфайров» 72-й эскадрильи связала боем большую часть немецких Ме-110, а остальные атаковали бомбардировщики. Немецкие истребители оказались в очень тяжелом положении. Выяснилось что не все машины могут сбросить подвесные баки, которые, после израсходования большей части топлива в них, превратились в подвешенные к самолету бомбы – при попадании пуль в бак, пары бензина детонировали уничтожая самолет. Англичане сбили 8 немецких истребителей. «Хейнкели», под атакой англичан рассыпались на отдельные группы, сбрасывая бомбы где попало, после чего попытались уйти. Английские истребители сбили 8 немецких бомбардировщиков.

Юнкерсы-88 из KG-30 смогли нанести удар по аэродрому Бомбардировочного командования в Driffield-е, уничтожив 4 бомбардировщика «Уитли», однако на обратном пути они были перехвачены английскими истребителями, которые сбили 7 юнкерсов. В конечном итоге 5-й ВФ потерял 23 самолета, англичане потерь в этом воздушном бою не понесли.

Driffield — уничтоженные бомбардировщики в ангаре
Driffield — уничтоженные бомбардировщики в ангаре

На юге Великобритании в полосе ответственности 11-й авиагруппы бои шли гораздо напряженнее. В 11 часов утра над Кале начала формироваться крупная группа немецких самолетов, 60 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 из STG-2 должны были нанести удар по объектам в Кенте. Операцию обеспечивали 60 Ме-109 из JG-26. 11-я группа направила на перехват немецких самолетов 54-ю, 501-ю и 615-ю эскадрильи. Немецкие Ме-109 связали боем английские истребители, после чего пикирующие бомбардировщики без помех отбомбились по своим целям: аэродромы Hawkinge и Lympne были выведены из строя на 3 дня, но что было гораздо более чувствительнее для Истребительного командования, юнкерсы нанесли тяжелые повреждения радарным станциям в Rye, Dover и Foreness-е. Были уничтожены помещения операторов, уничтожены силовые кабели, несколько мачт упало. Система наблюдения англичан «ослепла» на значительной полосе, теперь все зависело от постов наблюдателей. Группа Ме-110 в качестве штурмовиков атаковала пушечно-пулеметным огнем многострадальный аэродром в Manson-е, два «Спитфайра» сгорели на земле.

В 14 часов дня началась новая атака: несколько десятков Ю-87 и Ме-110 из EprGr 210 атаковали аэродром Martlesham Heath, базировавшиеся на нем истребители RAF были в воздухе, поэтому в результате бомбежки самолеты и пилоты не пострадали, повреждения аэродрома вывели его из строя на сутки.
В 15-30 88 бомбардировщиков До-17 под прикрытием 200 истребителей Ме-109 из JG-51, 52, 54 пересекла побережье Великобритании. На перехват были направлены пять английских эскадрилий (1-я, 32-я, 64-я, 17-я, 111-я), немецкие истребители вновь смогли связать англичан боем. «Дорнье» отбомбились по аэродрому Eastchurch, но главным объектом атаки был авиазавод в Рочестере, производивший новые четырехмоторные бомбардировщики «Short Stirling». Немецкие бомбардировщики сбросили на него более 300 фугасных бомб, уничтожив склад запчастей, ангары, заводские помещения и шесть новых самолетов на складе готовой продукции, завод надолго был выведен из строя.

Атаки немцев 15 августа 1940 года
Атаки немцев 15 августа 1940 года

В 17-00 южнее Портсмута была замечена большая группа немецких самолетов. Направленные на перехват 20 самолетов 87-й и 213-й эскадрилий встретились над Ла-Маншем со 125 немецкими самолетами, из которых 60 были Ме-109, 25 Ме-110. Все что мог сказать F/L Ян Глед «Окружаем их, парни». Завязался ожесточенный воздушный бой, на помощь англичанам прилетела 234-я эскадрилья «Спитфайров». Надо отметить, что в результате этой «собачьей свалки» два английских «Спитфайра» так увлеклись дракой, что были вынуждены сесть во Франции. Пилоты попали в плен, самолеты были захвачены немцами. Хотя налет был отбит, немецкие пикировщики сбросили бомбы в Ла-Манш и отошли, но пользуясь суматохой в небе 60 Ю-88 (LG1) под эскортом из 40 Ме-110 атаковали английские аэродромы в Worthy Down и Middle Wallop. Базировавшаяся в Middle Wallop 609-я эскадрилья успела подняться в воздух и сорвать немецкую бомбежку – бомбардировщики сбросили бомбы очень неточно.

Захваченный 15 августа 1940 года Spitfire N3277, пилот P/O R. Hardy взят в плен. Стоит отметить повреждения за кабиной пилота — там стояло секретное оборудование (определитель свой-чужой) которое подлежало уничтожению.
Захваченный 15 августа 1940 года Spitfire N3277, пилот P/O R. Hardy взят в плен. Стоит отметить повреждения за кабиной пилота — там стояло секретное оборудование (определитель свой-чужой) которое подлежало уничтожению.

Поздно вечером 15 августа группа «Дорнье» из KG2 и Ме-110 из EprGr 210 (совершавшие второй вылет за сутки) должны были атаковать английские аэродромы Biggin Hill и Kenley. Немцы ошиблись в ориентировке, «Дорнье» по ошибке атаковали аэродром West Malling, в результате чего, поднявшиеся в небо «Харрикейны» 32-й эскадрильи без помех сбили два немецких бомбардировщика. Мессеры из EprGr 210 вместо Kenley атаковали аэродром Croydon, расположенный в пригороде Лондона. Аэропорт хоть и числился гражданским, но использовался истребителями 111-й эскадрильи. Надо отметить, что немцам было запрещено атаковать Лондон без разрешения Гитлера, так, что ошибка дорого могла обойтись командиру группы В. Рубенсдорфферу. Однако ему «повезло» еще больше – английские истребители успели подняться в воздух до атаки и перехватили немцев на подлете к аэродрому. Часть бомб была сброшена на окружающие аэродром жилые районы, в ходе последовавшего боя были сбиты 5 немецких истребителей, включая машину командира немецкой группы. Сбитые машины также падали в жилой застройке, в результате налета погибло 60 гражданских лиц, 180 человек было ранено. Аэродром получил серьезные повреждения, и был выведен из строя на два дня.

Кройдон, 15 августа 1940 года. Я был в саду нашего нового дома с моей приемной матерью (тетей Сарр), когда она воскликнула: «Разве они не прекрасны», указывая на несколько серебристых самолетов, летящих высоко в ясном голубом небе. Последовала серия жестоких взрывов, и мы обнаружили, что самолеты были немецкими.
Кройдон, 15 августа 1940 года. Я был в саду нашего нового дома с моей приемной матерью (тетей Сарр), когда она воскликнула: «Разве они не прекрасны», указывая на несколько серебристых самолетов, летящих высоко в ясном голубом небе. Последовала серия жестоких взрывов, и мы обнаружили, что самолеты были немецкими.

В результате боев 15 августа немцы потеряли 76 самолетов, из которых 37 были бомбардировщиками, потери истребительного командования составили 34 самолета. 15 английских летчиков погибли или пропали без вести (двое попали в плен).

В целом, результаты немецкого авиаудара 15 августа 1940 года были умеренно тяжелыми. Ключевые объекты Истребительного командования не пострадали, потери были умеренными. Наиболее заметным результатом налета, стало впечатление, произведенное немецкой атакой на Кройден на У. Черчилля. Под впечатлением увиденного он сказал лорду Исмею:

«Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим»

Автор - Алексей Котов.

Для желающих поддержать проект:
Сбербанк: 2202200357579240 Котов Алексей Иванович
Яндекс-кошелек: 410016120136991
PayPal:
alkotov1979@gmail.com