Немецкий психолог Уильям Стерн широко известен как один из самых выдающихся психологов начала 20 века. С 1916 по 1933 год он был профессором психологии в Гамбургском университете, когда нацистский режим заставил его выехать в изгнание в качестве еврея. Сначала он бежал в Нидерланды, а затем в США, где умер в 1938 году. Среди прочего, Стерн известен как основатель дифференциальной психологии, изобретатель коэффициента интеллекта (IQ), а также как пионер в области исследований развития детского языка. В то же время Стерн также имел более широкие философские взгляды на природу психологической науки, как с точки зрения теории, так и методологии.
Стерн описывает комплексный подход к дифференциальной психологии, поскольку содержит ряд различных форм исследований. Он утверждает, что до недавнего времени психологические исследования были слишком односторонними и сосредоточены только на общих вопросах, вследствие чего существует риск того, что они могут быть упущены из виду. В качестве положительной коррекции этой предвзятости он отмечает, что Винделбанд поставил идиографические исследования наравне с номотетическими исследованиями. В то же время он возражает против того, чтобы Винделбанд рассматривал номотетические и идиографические исследования как два отдельных вида науки: Однако различие между номотетическим и идиографическим подходами не следует рассматривать так, как будто оно подразумевает строгое разделение на различные виды научных дисциплин. Она представляет собой две точки зрения, а не две области. Более того, часто возникает необходимость смещения между этими двумя точками зрения даже в рамках одного и того же исследовательского подразделения, и иногда приходится комбинировать эти два подхода.
Стерн делает важный вывод, когда утверждает, что номотетические и идиографические исследования не представляют разные науки, а разные подходы, которые могут быть объединены разными способами в рамках одной и той же научной дисциплины. Смысл психологической науки заключается в том, что мы не должны задаваться вопросом, является ли психология номотетической или идиографической наукой, а в том, каким образом эти два подхода сочетаются в различных формах психологических исследований.
В психологии принято проводить различие между общей психологией и дифференциальной психологией - и общей психологией, конечно же, представляет собой номотетический подход к психологии. Но как же дифференцированная психология - ее следует рассматривать как идиографический подход? В своем основном трактате по дифференциальной психологии Стерн утверждал, что дифференциальная психология включает четыре различных поддисциплины: вариационные исследования, корреляционные исследования, психографию и сравнительные исследования. Из них психография представляет собой наиболее идиографическую форму исследования. В настоящей части статьи сначала будут рассмотрены взгляды Стерна на эти поддисциплины, а затем некоторые аспекты теоретических его трудов, посвященных понятию личности.
Стерн описывает две первые поддисциплины (вариационное и корреляционное исследование) как номотетически ориентированные, а две последние (психография и сравнительное исследование) как идиографически ориентированные. Эту классификацию можно рассматривать как предшественницу сегодняшнего разграничения между исследованиями, ориентированными на человека, и исследованиями, ориентированными на переменную величину.
Он описывает вариационные исследования и психографию как две "крайности" - первая, сосредоточенная на вариации одного конкретного признака (т.е. одной конкретной переменной) у многих людей, а вторая - на одной конкретной индивидуальности (т.е. одного конкретного человека) с точки зрения целого ряда ее признаков. Между этими двумя "крайностями" корреляционное исследование представляет собой ориентированное на характеристики (т.е. переменно-ориентированное) сочетание обоих измерений, в то время как сравнительное исследование представляет собой ориентированное на индивидуальность (т.е. ориентированное на человека) сочетание.
По словам Стерна, дифференциальная психология так же, как и общая психология, стремится к номотетическим знаниям, хотя и различного рода. В дифференциальной психологии, например, ведется поиск знаний общих принципов, касающихся структуры индивидуальности. Стерн здесь утверждает, что атрибуты индивида организованы в некую структуру, и хотя эта структура может отличаться в зависимости от индивида, можно предположить, что она также обладает некоторыми общими характеристиками. Среди прочего, он говорит о трех основных подкатегориях атрибутов:
- Опыт ("Феномена"), который кратковременен и может сильно различаться даже внутри каждого человека.
- Деяния, которые также (как и опыт) ограничены во времени, но все же имеют больше организации во времени, поскольку представляют собой не просто "любую цепочку событий, а фактор, придающий этим событиям единое направление в данный момент, подчиняя их общей цели". Различия между отдельными лицами более четко прослеживаются в их действиях, чем в их опыте.
- Положения, которые не ограничены во времени и которые делают нам еще один шаг вперед в направлении того, что характерно для конкретного человека. "Расположение" для Стерна представляет собой очень широкую категорию, которая включает в себя таланты и черты характера (первые представляют потенциалы, а вторые - реальные характеристики), навыки и способности, а также темперамент, характер и интеллект, среди прочего.
Здесь можно отметить, что Стерн расширяет определение Винделбанда идиографического исследования (т.е. исследования отдельных событий), когда он характеризует психографию как наиболее идиографическую форму психологического исследования, и в то же время определяет ее в терминах исследования трех различных категорий признаков: опыта, действий и диспозиций. В то время как опыт может быть классифицирован как события, Стерн четко заявляет, что действия не могут сводиться к "цепочке событий", поскольку они обладают большей частью организации со временем, будучи подчиненными определенной цели. А диспозиции еще дальше удаляются от дискретных событий, поскольку относятся к относительно стабильным характеристикам отдельного человека. В схеме Винделбанда опыт может быть в центре внимания идиографических исследований, а также, возможно, и действий, но определенно не пристрастий.
Такое концептуальное изменение значения термина "идиографический", вероятно, происходит потому, что термин "индивидуальный" входит в психологическое исследование не только в отношении отдельных событий (т.е. индивидуального опыта и поведения), но и в отношении отдельных лиц. Когда термин необходим для обозначения исследований, ориентированных на конкретного человека, "идиотский" находится под рукой, при отсутствии других альтернатив. Хотя Стерн видит описание диспозиций человека в качестве примера психографии (т.е. формы идиографического исследования), он видит задачу номотетических исследований в дифференциальной психологии выяснить, как эти различные диспозиции связаны друг с другом. Здесь он утверждает, что четыре поддисциплины дифференциальной психологии, "действующие согласованно", могут помочь "создать единый структурный образ личности", в виде "иерархической системы" диспозиций. В качестве других примеров номотетического стремления в дифференциальной психологии он приводит исследования о вкладе наследственности и условий окружающей среды в развитие личности, а также о характере и функциях "особых вариаций", таких как темперамент, характер и интеллект.
Значение психографии
Примечательно, что Стерн отводит психографии важную роль: В психологии, которая до сих пор была слишком односторонне номотетической, в первую очередь необходимо развивать идиографический подход; под актуальной психологией психография должна входить: описание личности с точки зрения ее психической жизни. Как он формулирует это, психография отличается от биографии тем, что начинает, не сверху вниз от некоторого предположения о том, что необходимо в жизни данного человека, а снизу вверх "от множественности признаков", характеризующих человека и "упорядочивая их с психологической точки зрения". То есть, список признаков, очевидно, должен быть там, прежде чем психографическое описание начнется.
Понятие личности
Концепция индивидуальности или личности занимала центральное место в мышлении Стерна с самого начала, и он четко подчеркивает различие между людьми и вещами: Если и люди, и вещи состоят из разных частей и функционируют в соответствии с этими различными частями, то человек отличается от вещи тем, что составляет "сверх своих функциональных частей, унитарное, самоактивирующееся, целеустремленное существо. По словам Стерна, существует реальная опасность того, что людей могут свести к чему-то механически, и поэтому он выступает за "критический персонализм" против механистического "обезличивания". Его последняя книга называлась "Общая психология": С персоналистической точки зрения.
Концепция человека здесь занимает центральное место, определяемое как "живое целое, индивидуальное, уникальное, стремящееся к целям, автономное, но открытое миру" и "способное иметь опыт". Преодолевая традиционный дуализм тела и разума и избегая механического и дуалистического мышления, Стерн утверждает, что понятие личности является "психофизически нейтральным", и является первичным по отношению к понятиям "разум" и "тело": При персоналистической концепции древняя проблема "разум-тело" получает новое направление и в то же время теряет большую часть своего прежнего значения. Индивидуум - это не частично тело и частично разум, а человек, обладающий способностью к опыту. Он является частью мира, которая, хотя и ограничена внешним миром, но, тем не менее, постоянно обменивается с другими частями мира существом и функциями; в этом заключается его телесность. И он также способен отражать себя и мир внутри себя; это его менталитет.