Найти тему
🎬💥Кинодом

Как это снималось: фильм "Правдивая ложь" - спецэффекты и фотографии со съемочной площадки

Вышедший на экраны в 1994 году фильм "Правдивая ложь" вот уже более 25 лет остается одним из самых зрелищных боевиков с самыми продуманными трюками. Зрителю всегда интересно: а как это сняли? Все эти взрывы, падения, битье головой об раковину? Эта статья приоткроет занавес и выдаст все тайны постановки трюков в этом фильме!

В съемках принимали участие три настоящих истребителя Харриер, Кэмерону пришлось раскошелиться на 100 736 долларов, чтобы оплатить их аренду, и те два летчика, которые пытаются объяснить коллеге Гарри, что ему лучше не пробовать взлетать, на самом деле были настоящими летчиками ВВС США.

Но сам Арнольд, конечно, не умеет летать на истребителях. Для съемок сцен, где он должен находиться за штурвалом боевого самолета, создали несколько макетов истребителя разных размеров. Их подвешивали на тросах при помощи обычного автокрана, а все тросы потом убирались при последующей обработке изображения.

-2

Для съемок крупным планом был построен макет на гидравлической платформе, который мог воспроизводить движения настоящего самолета во время полета.

Подвижный макет истребителя, внизу видна гидравлическая платформа
Подвижный макет истребителя, внизу видна гидравлическая платформа

Эпизоды, где Дана висит на самолете, а Азиз сначала передвигается по корпусу истребителя, а потом повисает на ракете, снимали с использованием того самого подвижного макета истребителя и огромного зеленого экрана. Изображение улицы с высоты птичьего полета было снято отдельно и совмещено с изображением истребителя.

-4

Зато одна из самых страшных сцен фильма - побег дочки Гарри с ключом от бомбы по стреле башенного крана - снималась по-настоящему. Элизу Душку, которой было 12 лет, и исполнителя роли Азиза Арта Малика экипировали страховочным снаряжением и они на самом деле находились на улице на высоте 25 метров над землей.

Съемки на крыше высотного здания
Съемки на крыше высотного здания

Многие обратили внимание на очевидный ляп: очередью из АК-47 пробить стекло истребителя невозможно. Однако, этот ляп был допущен намеренно: было необходимо убрать стекло, потому что при съемках крупных планов в нем отражалась съемочная техника.

Сцены в отеле Marriott снимались без макетов в отеле Westin Bonaventure в центре Лос-Анджелеса. Кэмерон на несколько вечеров арендовал отель, чтобы Шварценеггер мог проскакать по нему на лошади и проехаться на лифте. Несмотря на то, что Арнольд прекрасно ездит верхом, в некоторых сценах его заменял дублер. Кэмерон так увлекся натуральностью съемок, что даже сцену на крыше, где жеребец сбрасывает Шварца, тоже решил снимать на крыше отеля. В результате едва не произошла трагедия: в какой-то момент кто-то из рабочих уронил железную стойку, испугавшаяся резкого звука лошадь понесла и едва на самом деле не сбросила Арни с 30-метровой высоты. Спас его тот самый дублер - он в последний миг сумел стащить актера с коня.

Разумеется, вы помните тот момент, когда Шварценеггер на лошади заходит в лифт. Лошадь на самом деле завели в лифт, но наверх ее не поднимали - лошади пугливы, и конь, если бы испугался лифта, мог разнести копытами всю кабину. Для средних планов был сделан механический макет лошади, поворачивающий голову, а для крупных планов - настоящего коня заводили в макет лифта, который был больше, чем оригинал, ведь в нем должны были поместиться конь со всадником и два человека, изображавших постояльцев отеля. Макет был неподвижным, эффекта движения достигли путем трансляции на экран кадров, снятых из настоящего движущегося лифта.

-6
Арнольд Шварценеггер с дублером
Арнольд Шварценеггер с дублером

Взрыв на мосту снимали с использованием модели моста, уменьшенной в 6 раз и длиной порядка 20 метров, и мини-копий автомобилей. Мини-мост построили на мелководье, перед взрывом ослабили конструкцию и заложили заряды, которые срабатывали при пересечении грузовиком определенной точки. Благодаря умелому монтажу создается иллюзия, что мост взрывается от попадания ракет. Сами ракеты и след, который они оставляли за собой, были нарисованы на компьютере, а длины моста хватило на то, чтобы снять два дубля.

Команда пиротехников и макетчиков на фоне созданной ими декорации
Команда пиротехников и макетчиков на фоне созданной ими декорации

Эпизод, когда фургон повисает на краю разрушенного моста сняли потом дополнительно по просьбе Кэмерона. По замыслу авторов, фургон должен был раскачиваясь немного повисеть на краю, а потом топориком упасть вниз, однако отсняли несколько дублей, но неудачно: фургон при падении упорно не хотел падать прямо вниз, а переворачивался на крышу. Как выяснилось, причина была в передних колесах - резиновые шины пружинили и вынуждали машину переворачиваться. Тогда постановщик трюков Лесли Эккер сделал два колеса из фанеры, раскрасил их "под настоящие" и машина упала, как надо. При этом перед съемками эпизода съемочная группа была должна отследить, чтобы в районе взрыва не оказались американские ламантины, признанные исчезающим видом.

Сцена драки в туалете снималась в декорациях. Пулевые отверстия наклеивали на двери скотчем, а раковины и писсуары были резиновые и в некоторых моментах хорошо видно, как они гнутся и пружинят от ударов. Резиновыми были и два добермана, которых так ловко обезвредил Шварценеггер во время погони и в начале фильма.

Скотч - наше все!
Скотч - наше все!

Благодаря всем этим хитростям получился один из самых зрелищных и смешных боевиков.