Преимущества перехода на органическое сельское хозяйства и вызовы по сокращению использования "традиционных" удобрений обсудили эксперты 13 ноября 2019 г. на межрегиональном агропродовольственном форуме в Воронеже.
Воронежская область решила стать одним из лидеров быстр растущей отрасли органических продуктов питания. Воронежский филиал Россельхозцентра первым в стране добился права сертифицировать органические производства для российского рынка (для экспорта в другие страны этого сертификата будет недостаточно). В конце 2018 г. Воронежская область вошла в предварительный список пилотных проектов по развитию органического производства.
Зарубежные эксперты отмечали важность соответствия международным стандартам органической продукции. Среди прочих стандартов Мариана Кантир, представитель немецкой сертифицирующей компании CERES по России, Молдавии и Казахстану, отметила Национальную органическую программу (NAP), американский единый стандарт для органических сельскохозяйственных продуктов, продаваемых в США; регламент 834 Европейского Союза по органическому производству и маркировке органической продукции (полный список регламентов ЕС); Японский сельскохозяйственный стандарт (JAS).
С точки зрения перспектив для воронежских аграриев органические продукты имеют свою нишу и их можно потенциально дороже продавать, но для этого нужно провести конверсию производства, получить сертификат и понять, как выйти на покупателя на новом для многих российских игроков органическом рынке.
Основным вызовом органической отрасли России, по мнению Ильи Калеткина, руководителя международного направления Национального органического союза, является отсутствие аккредитованных сертификационных агентств.
Про кооперативные модели сбыта органической продукции в Германии и России рассказал научный сотрудник Евразийского центра продовольственной безопасности МГУ Рыкалин Артур Сергеевич. Эксперт привел целый ряд примеров того, как малые формы хозяйствования, в том числе органические, могут реализовывать свою продукцию. Солидарное сельское хозяйство (solawi) и локальные маркетинговые объединения производителей в Германии, подписки на фермерские корзины, интернет-интеграторы по доставке фермерской продукции. сбытовые кооперативы в России - вот неполный перечень действующих проектов, которые нашли решения для актуальной во всём мире задачи устойчивого развития малых ферм.