Найти в Дзене
Молянов

Как оценить сложный и непонятный проект

Оглавление

Привет! На связи Паша Молянов. Давайте поговорим о злободневном— об оценке проектов.

Посчитать время и деньги легко, когда проект типичный — похож на то, что вы уже много раз делали. Но когда клиент приходит с какой-то масштабной или нестандартной задачей, начинается ступор.

Ни мы, ни клиент заранее не понимаем, сколько времени это займет. Может, тут работы на месяц, а может на год. Может, хватит одного сотрудника, а может надо 10. А может мы вообще не справимся с этим, потому что не умеем — и такое бывает.

Как это оценивать? Я знаю несколько способов.

Составьте себе техническое задание

Когда к нам приходит клиент с формулировкой: «Запустите мне контент-маркетинг» — мы никогда не можем точно ответить, сколько это будет стоить.

Не потому что это такая хитрая продажа, а потому что мы сами не знаем. Контент-маркетинг складывается из множества частей: блог, соцсети, рассылки, СМИ, Дзен, платный трафик и так далее. И заранее даже нельзя прикинуть, какие части стоит использовать со старта, а с чем можно повременить.

Поэтому перед началом работы мы составляем стратегию:

  • Общаемся с клиентом, узнаем о его бизнесе
  • Изучаем аудиторию и конкурентов
  • Продумываем, каким образом из контент-маркетинга должны приходить лиды
  • Выбираем каналы и методы продвижения
  • Составляем контент-план
  • И еще много чего

И уже со стратегией на руках мы можем разбить непонятный «контент-маркетинг» на понятные задачи, которые легко посчитать и оценить. Это как бы техническое задание на последующие работы.

Мы делаем это платно, потому что от абы какой стратегии толку не будет, а на хорошую уходит много времени. Но знаем компании, у которых подобная работа — часть пресейла и делается бесплатно. Например, некоторые специалисты по контекстной рекламе бесплатно собирают семантику, смотрят аналитику, рассчитывают ориентировочную стоимость заявки, расписывают стратегию на 6-12 месяцев — а потом клиент решает, хочет ли в это ввязываться.

Кстати, у нас есть большой материал о том, как мы составляем стратегии. Почитайте, там интересно.

Договоритесь сделать пробное задание

Да, исполнитель тоже может просить тестовое.

Если вы не представляете, сколько времени может уйти на проект, просто сделайте одну задачку — и узнаете. Конечно, это сработает только если задачи на проекте однотипные.

В идеале конечно стоит взять за это деньги, но если не получается договориться — предложите сделать бесплатно. Так вы сразу увидите все подводные камни, сможете адекватно оценить проект, а заодно покажете клиенту свой подход к работе. Если вы работаете качественно, тестовые задания помогут вам продавать дорогие услуги. Нам помогают.

А еще тестовое поможет вам оценить клиента — насколько комфортно и выгодно с ним работать. У нас были случаи, когда после тестового мы отказывались от дальнейшего сотрудничества и бежали в ужасе.

Берите оплату за время работы

Бывают задачи, которые почти нереально оценить, пока все не сделаешь. Например, какой-то сложный лонгрид, для которого надо провести десятки интервью — и черт его знает, насколько люди захотят эти интервью давать. Или доработка сервиса, где каждый день всплывают косяки предыдущих исполнителей, и нельзя предугадать, сколько багов найдется завтра.

В этом случае оптимальный вариант — не оценивать проект, а обсудить стоимость часа, сделать и выставить счет.

Такая схема называется Time&Material и очень распространена у разработчиков и строителей. Но никто не мешает использовать в других сферах. Например, мы иногда применяем ее с постоянными клиентами в каких-то сложных и на первый взгляд непонятных проектах.

И постоянный спонсор нашей рассылки — бесплатный курс «Научим писать». За 8 уроков рассказываем, как продумать цель и полезное действие текста, собрать информацию, провести маркетинговое исследование и много других полезных штук.
Если вы пишете текст для себя или на заказ — подписывайтесь, это бесплатно. Если работаете с авторами — скиньте им ссылку.