Найти тему
TorBax.ru

Аахен путеводитель

Оглавление
Аахен
Аахен

Аахен это типично немецкий город с населением в 240 тысяч человек. Он расположен на границе сразу с двумя королевствами - голландским, где правит королева Беатрикс, и бельгийским, где доныне здравствует король Альберт II. Столица бельгийского королевства - это одновременно и столица Евросоюза, пожалуй, самого грандиозного политического и экономического проекта XXI века. Чем закончится этот удивительный эксперимент под названием «Объединенная Европа», мы не знаем. Всевозможные грани, сложности, отрицательные и положительные аспекты обсуждают профессионалы и любители, и большинство из нас думает, что объединение Европы - это совершенно новая, присущая лишь нашему времени идея, такая же, как, например, компьютер или интернет. На самом деле это не так.

Город Аахен и империя Карла Великого

Первая попытка объединения Европы была предпринята в восьмом веке от Рождества Христова и столица этого новообразования была именно здесь, в Аахене. Здесь же, в городском соборе, и могила того человека, который когда-то, в средние века, осуществил эту идею. Его звали Карл, и его уже при жизни называли Великим. Великим, кстати, был и его отец, мудрый король франков Пипин по прозвищу Короткий. В его семье росли два сына - Карл и его младший брат Карломан. Надо сказать, что Карл уже в детстве считался бойким и сообразительным. Шел ноябрь 753 года, время, когда в жизни франков, да и всей Европы происходили удивительные перемены - у франков сменилась правящая династия.

Святой Бонифаций, просветитель германцев и безусловный церковный авторитет того времени, помазал тогда еще мажордома Пипина на царство. Но Пипин не чувствовал себя уверенно на престоле. На востоке свирепствовали язычники саксы, на юге со стороны испанских Пиренеев постоянно нападали сарацины. Римские Папы начали поддерживать франков, но их самих беспокоили лангобарды. Это племя уже захватило Равенну, было понятно, что следующим городом станет Рим. Лангобарды были христианами арианского толка, то есть еретиками, и конечно, ариане были заинтересованы в том, чтобы посадить на папский престол своего человека. Понятно, почему правящий понтифик Папа Стефан был серьезно озадачен. За помощью он обратился к Пипину, королю франков.

Эта романская церковь - все, что осталось от некогда величественного аббатства, где и произошла та судьбоносная встреча между Папой Стефаном II и королем Пипином. Во время этого разговора понтифик встал на колени и посыпал себе голову пеплом. Король пытался его поднять, но Папа заявил, что не встанет, пока Пипин не даст обещание защитить христианскую церковь и спасти Рим от еретиков - лангобардов. И король пообещал. В 754 году вот здесь, в аббатстве Сен-Дени, при стечении всей франкской аристократии, Папа Стефан торжественно помазал на царство короля Пипина и надел корону ему и его супруге Бертарде. И еще он помазал на царство принцев Карла и Карломана. Это был решающий день для династии, которую назвали Каролингами. Династия получила свою легитимность, а мир - само слово «король». В ближайшие годы Пипин вынудит лангобардов отказаться от претензий на Рим. Спустя 14 лет, в 768 году, умирая от водянки в Париже, он разделит свое обширное королевство на две части между 26-летним Карлом и его младшим братом Карломаном.

В этот момент властная королева - мать Бертрада начинает вмешиваться в судьбу старшего сына. Ей не нравится, что он путается с крестьянкой. При дворе живет его отпрыск, мальчик-байстрюк. Он пригож лицом, но горбат. Такой ребенок никогда не станет королем. Бертрада надеется, что брак Карла с лангобардской принцессой даст возможность влиять на ее отца Дезидерия, короля лангобардов и давнего врага папского престола. Бертрада решительно взялась за подготовку к свадьбе.

Дочь Дезидерия оказалась хороша собой и понравилась Карлу. Свадьба состоялась. Королева Берта была довольна. В то время римский престол занимал уже новый Папа, Адриан. Надежд королевы он не разделял. Он понимал, что таким образом остановить лангобардов не удастся. Конечная цель лангобардов - поставить на папский престол своего кандидата, еретика-арианина. Если Карл вопреки женитьбе будет им мешать, они используют слабовольного Карломана, чтобы свергнуть старшего брата.

Однажды утром в Аахен прибывает посольство из Рима. Среди делегатов - молодой монах Лев с умным проницательным взглядом. Он остается с королем наедине и напоминает Карлу о клятве его отца, короля Пипина, данной Папе Стефану. Церковь ждет от него, Карла, наследника Пипина, защиты от лангобардов. После этого разговора Карл со своей дружиной выступает в поход против своего тестя, короля Дезидерия.

Молодая супруга Карла вынуждена удалиться в монастырь. С этого момента ее след теряется, и нам сегодня сложно предположить, что переживала эта молодая женщина, полная сил и красоты, после такого поворота в своей судьбе. Впрочем, есть одно предание о том, что именно она из любви к Карлу открыла ворота Павии, когда франки наступали на город. Но и предание безжалостно к несчастной дочери Дезидерия. Согласно ему, она была затоптана конницей франков, которая ворвалась в Павию через открытые ею ворота.

Начало похода на лангобардов ознаменовалось для Карла трагическим событием. Внезапно после ужина умирает его брат Карломан. Вне всякого сомнения, он был отравлен. Подозрение падает на Карла, да и причину такому злодеянию молва нашла быстро. Путь на север Италии, в страну лангобардов, лежит через владения Карломана, а тот всячески противился походу брата.

Теперь же эти владения перешли к Карлу. Он - идеальный подозреваемый. Клевета тяжелый крест, особенно, когда речь идет о братоубийстве. Но Карл знал, что он невиновен, и поэтому после похорон брата он устремился на войну со своим бывшим тестем. Все мы знаем о героическом переходе Александра Васильевича Суворова через Альпы, но он был не первым, кто водил здесь свою армию, и даже не вторым.

Первым был карфагенский полководец Ганнибал. Он прошел по этим горам в 218 году до Рождества Христова, причем с ним было еще и 35 боевых слонов. Далее в VIII веке этот утомительный и сложный переход повторил Карл. Он внезапно оказывается под стенами Павии, столицы королевства лангобардов. Но городские ворота закрыты, укрепления неприступны. Начинается длительная осада. Местность вокруг города неприятная - много болот. В войсках франков начинается эпидемия. От лихорадки и чумы умирают ближайшие соратники Карла. Становится ясно, что если дела пойдут так и дальше, вся армия франкского короля умрет под стенами города без всякого боя. Карлу начинает казаться, что Господь отступил от него, и он не понимает, почему. Ведь он пожертвовал всем, что имел, ради служения церкви и государству. Может быть, он зря пришел сюда? Чего хочет от него Бог, как узнать его волю? И тут Карл принимает решение. Ему нужно задать вопрос Богу и получить на него ответ. И раз он пришел сюда защищать папский престол, именно через Папу Адриана Господь и должен открыть свою волю и дать свое благословение.

Только друга своего детства, верного рыцаря Роланда, посвящает Карл в свой рискованный план. Он в полном одиночестве совершит паломничество в Рим, и как древний страдалец Илф, потребует у Господа справедливого суда и благословения. Часто ли вы встречали в своей жизни одиноко путешествующих королей? Такой поступок во все времена вещь редкая, а в наше время, наверное, уже невозможная. Карл полностью вверяет себя Богу. В одежде странника, с молитвой он идет через вражескую страну, рискуя в любой момент быть схваченным и убитым. Когда Папа Адриан увидел представшего перед ним Карла, он ощутил в молодом короле силу, которая может изменить ситуацию, и не только в Риме, но и во всем западно-христианском мире. Вместе они на коленях приблизились к гробу Апостола Петра и попросили благословения у Бога.

Понтифик увидел в Карле нового Константина, который призван закончить христианизацию варварских племен. Именно тогда у Карла появилась мечта создать такую великую христианскую империю, внутри которой стерлись бы границы между королевствами, исчезли бы все споры и войны. И в этот момент заканчивается жизнь Карла-человека и начинается служение Карла-короля. Под стены Павии Карл вернулся духовно исцеленным, и первое, о чем узнал он по прибытии, это прекращение эпидемии. Господь ответил на его молитву. Карл вдохновляет свое ослабевшее войско. Его энергии хватает на всех, он словно заражает людей своим горением и сам ведет их на решительный приступ. Павия им взята.

Карл забирает власть у лангобардского короля, но великодушно оставляет ему жизнь. С этих пор земли лангобардов-ариан становятся владениями королевства франков. Карл исполняет также обещание своего отца и передает часть этого королевства римскому Папе Адриану. Так восстанавливается Папская область в Италии.

Военные походы Карла вполне можно оценивать и как миссионерские. Причем он не привык проигрывать, и миссию его вполне можно считать успешной. Только один поход навсегда останется для него незаживающей раной, тот, что получил название похода за испанской короной. Уже который день армия Карла движется по горам через страну басков. Их путь лежит в Сарагосу, которую Карл хочет отвоевать. Он видит здесь стратегическую точку, откуда начнется освобождение Пиренейского полуострова от мусульман.

В VII веке они захватили огромную территорию в Азии, Африке и Испании. Бывшие христианские земли теперь включены в состав Арабского халифата. Карл мечтает об освобождении христиан Испании от мусульман. Его верный друг Роланд рядом с ним, они вместе делают правое дело, и поэтому у Карла нет никаких мрачных предчувствий. С басками, которые живут в горах, у Карла договор. Его солдаты их не трогают, а те за это пропускают войска Карла через свои земли. В Сарагосе большинство населения исповедует христианство. Карлу должны тайно открыть ворота, однако этого не происходит. Заговор раскрыт, основные участники его казнены, поэтому Карл, огорченный неудачей, возвращается в Альпы. Именно в этот трудный момент король ссорится со своим верным другом Роландом. Тот так раздосадован неудачей, что считает уход из Сарагосы поспешным. Роланд во всем обвиняет басков, он подозревает, что именно они донесли в Сарагосу о походе франков. В гневе он разоряет несколько мирных поселений басков. Это очень узкое место называется Ронсевальское ущелье. Когда армия Карла проходила через него, то растянулась по извилистой тропе. В арьегарде был Роланд. Место было идеальным для засады, а баски народ, у которого вендетта в крови. Они напали на Роланда и его отряд и перебили всех. Рассказывали, что Роланд сражался как лев. Гордость и обида не позволяли ему послать сигнал о помощи и известить друга, а ведь он мог сделать это в любой момент, достаточно было просто протрубить вот в этот рог. Он всегда носил его с собой в поход. Но он сделал это только тогда, когда понял, что погибает. Роланд затрубил во всю мощь, но звук его рога был уже не столько зовом о помощи, сколько прощанием с дорогим другом детства и погребальной мелодией для воинов и самого Роланда. Карл, конечно, примчался на помощь, как только услышал сигнал, но было уже поздно, баски рассеялись по горам. Карл не стал мстить. Он понимал, чтобы освободить христиан Испании, сюда надо будет вернуться ему или его последователям, неважно. Главное, чтобы путь был открыт, а самая удобная дорога лежит здесь, в стране басков. Не стоило рвать с возможным союзником.

В Испании Карл понимает очень важную вещь - не все вопросы нужно решать военными действиями. Мир очень многолик, христиане живут и в новообразованных исламских государствах, им можно помочь, если задействовать дипломатические каналы. Карл объявляет себя покровителем христиан всего мира. Сюда, в Ахен, ему приходят письма от крестьянских общин Египта, Сирии и даже Багдадского Халифата. Карл совершал военные экспедиции в земли саксов. Это были языческие племена, обожествлявшие силы природы. Христианская миссия в их краях встречала полное непонимание и неприятие. В молитве «Отче наш» рядовой сакс еще мог понять смысл слов отец, небеса и хлеб, а вот понятия грех, вина и прощение в саксонском языке не имели даже приблизительных словесных соответствий.

Видукинда, легендарного вождя саксов, считали получеловеком, полубожеством. Восстание которое, он возглавлял, продолжалось уже семь лет. И вдруг, совершенно неожиданно, в 785 году, этот человек-легенда принимает святое крещение. Все это время он жестоко преследовал христиан. Армия Карла, которая шла по его следу, постоянно обнаруживала на своем пути ужасные находки: разоренные церкви, обгорелые человеческие тела на крестах со следами ужасных пыток. Было ясно, пока Видукинд правит, нормальное соседство между франками и саксами невозможно. Неизвестно, чем закончилось бы это противостояние, но однажды уставший Карл заснул на берегу реки. Проснулся он от пристального взгляда. Перед ним стоял его главный противник - жрец Видукинд. Он смотрел на беспомощного короля франков. Говорят, он сказал Карлу: «Ты лежишь сейчас у моих ног. Можешь ли ты доказать, что твой Бог сильнее?» Король не был богословом. В этой ситуации он мог только молиться. И Карл действительно опускается на колени и Видукинду предлагает сделать то же самое. Судя по всему, это была очень горячая молитва. Карла могло спасти только чудо, и оно действительно непостижимым образом произошло. С колен Видукинд встает уже христианином. Во всяком случае, так гласит предание. Летописец короля Эйнгард не присутствовал при этой встрече, зато явно присутствовал Господь.

Неожиданно для всех Видукинд становится христианином. Его примеру последовали и другие саксы. Это событие стало переломным в деле христианизации Европы. Конечно, будут еще и сложности, и мятежи, но современники Карла свидетельствуют: франки и саксы уже при жизни Карла составляли единый народ. Видукинд из врага стал союзником Карла, он помогал ему в деле крещения своего народа.

Рождество восьмисотого года Карл встречал в Риме. В этот день Папа Лев III надел на него императорскую корону и совершил коронацию по византийскому обряду. Теперь Карл не просто король Франции, теперь он император Христианского Запада. Здесь, в сокровищнице Ахенского собора, хранятся личные вещи Карла: оклад его библии из слоновой кости и нательный крест.

Карл никогда не бывал в Византии, но Византийская монархия, ее союз с церковью, всегда были для него идеалом. Этот идеал нашел свое зримое воплощение в кафедральном соборе столицы Карла Великого, в городе Аахене. Вместе с франками его строили мастера из Византии. А вот трон самого Карла Великого очень аскетичен. Он изготовлен из камня, привезенного из Иерусалима. На этих камнях воины претории Понтия Пилата чертили схемы для игры в василевс, пока приговоренный Иисус ожидал казни. Если всмотреться, эти линии видны и сегодня. Здесь же, внутри трона, маленький ящичек с землей. Это не просто земля. Она была привезена из Иерусалима с того места, где, по преданию, был забит камнями первомученик Стефан. О Стефане известно, что он простил своих мучителей и во время казни молился о них.

Карл понимал, что получил свою власть от Бога, а власть Бога всепрощающа. И Карл стремился ей подражать. Помните, у Карла был сын, незаконнорожденный мальчик-горбун. Во время саксонского похода, когда отец будет далеко, Пипин Горбатый поднимет бунт и не надолго, до возвращения отца, займет престол империи. По законам своего времени Карл должен казнить изменника, но отец его простит. Пипин проведет свои годы в монастыре в Прине, резиденции дедушки.

Собор Аахена

-2

При Карле Ахен получил статус столицы Объединенной Империи. Нужно как-то подчеркнуть вселенский масштаб этого города. Как это сделать? И вот из Дамаска, Иерусалима, Византии, Рима сюда привозят реликвии. Их назовут евангельскими святынями Аахена. Они связаны с земной жизнью Господа, Божьей Матери и Иоанна Крестителя. В этом ларце хранятся риза Богородицы, пелены Богомладенца Христа, плат, в который слуги Ирода завернули истекающую кровью усеченную плаву Иоанна Крестителя. Также здесь часть багряницы, которая была на Господе во время распятия. А в сокровищнице собора бережно сохраняется пояс от ризы Божьей Матери и вервие от столба бичевания. Так называли веревки, которыми палачи связали Спасителя. Всю жизнь Карла сопровождала молитва. Сохранился специальный ход из его дома в дворцовую капеллу.

В 813 году король чувствовал приближение своей кончины. Он позаботился о том, чтобы состоялась коронация его сына Людовика. Франки присягнули ему. Людовика стали именовать императором и Августом. Перед смертью Карл исповедался и причастился. Двадцать восьмого января 814 года в 9 часов утра великий император Запада скончался. Ему было 72 года, из них 47 лет он правил. Его похоронили здесь, в приделах Аахенского собора, совсем рядом с обретенными им при жизни святынями. Уже в 843 году, в Вердене, внуки Карла разорвут его империю на несколько частей. Образуются контуры современных Франции, Германии и Италии. Далее в Европе наступит период политической слабости и феодальной раздробленности.

О временах Карла Великого будут вспоминать как о золотом веке. Но почему же разрушилась империя Кара? Почему вообще разрушаются империи? Нельзя коротко ответить на этот сложный вопрос. Мы помним, как в двадцатом веке погибла другая великая христианская империя, занимавшая одну шестую часть суши. Любая империя живет, пока жива ее идея, та, вокруг которой объединяются разные национальности и вероисповедания. И самое главное, это, конечно, желание самих граждан следовать этой идее, желание жить именно в такой империи. Видимо, в случае с Карлом Великим планка была слишком высока. Создать всемирное христианское государство - такая задача невыполнима в рамках одного поколения, если выполнима вообще. От потомков Карла следование этой цели требовало ответственности, но ее у них попросту не было. Поэтому империя погибла, а вот мечта осталась.

Источник: https://puteved.io/germanija/aaxen