Найти тему
Татьяна Васильева

Воспитание: современное VS советское

Почти все, кто вырос в СССР, во всяком случае, родившиеся в период с середины 50-х до начала 80-х, называют своё детство счастливым. При этом с современной точки зрения, старая система воспитания представляется достаточно суровой. И суровость эта зачастую гипертрофируется до такой степени, что многие молодые родители бывают просто шокированы леденящими душу мифами.

На самом деле «суровость» выражалась в чёткости принципов воспитания детей. Система была одна, предполагала определённое отношение к детям с обязательным обоснованием – научным и идеологическим.

Сегодня нет «суровой» системы. Существуют лишь образовательные стандарты, которым нужно соответствовать чисто формально. Воспитательные стандарты размыты, принципы разнообразны, вплоть до полной противоположности друг другу. Родители могут выбирать, но всё-таки в определённых рамках.

К слову, если в старой системе родителям выбирать в целом было не из чего, это не значит, что они следовали всем установленным принципам. Контроля как такового не было, и каждый родитель воспитывал, как мог и считал нужным. Мало того, некоторые современные принципы воспитания не такие уж современные – многих советских детей воспитывали по модной сегодня «теории привязанности», даже не подозревая о её существовании.

Для большей объективности я попытаюсь коротко сравнить чисто теоретически старую систему воспитания с современными принципами, т.е. что считалось раньше и что считается теперь правильным в воспитании детей. Возможно, кое-что для некоторых окажется неожиданным.

Цели воспитания

В старой системе: воспитание будущего строителя коммунистического общества – не строителя будущего общества (это важно), а будущего строителя, в том смысле, что строительством занимаются взрослые, а дети к этому готовятся. Будущий строитель должен был быть гармонично, что значит, всесторонне, развитой личностью.

В новой системе: воспитание конкурентоспособного индивидуума, который должен успешно интегрироваться в общество, т.е. социализироваться, уметь найти и занять в нём своё место. Всестороннее развитие уступило место раннему выбору направления развития, ранней специализации в образовании.

Семейное и общественное воспитание

В старой системе: семейное и общественное воспитание едины и дополняют друг друга.

В новой системе: семейное воспитание приоритетно, общественные детские воспитательные и образовательные учреждения предоставляют лишь комплекс услуг, которые родители выбирают на своё усмотрение.

Семейное воспитание

В старой системе: уход за ребёнком и забота о нём являются неотъемлемой частью всего воспитательного процесса, т.е. прежде всего служат целям формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Основные принципы: приучение к режиму дня с рождения, приучение к опрятности, самообслуживанию, закаливание – целенаправленное формирование системы условных рефлексов. В части развития интеллекта – в дошкольном возрасте прежде всего развитие речи и памяти, не форсирование умственного развития. Дозированиие эмоциональных нагрузок, ограниченный просмотр мультфильмов и телевизора, не слишком ранние и частые посещения театров, кино, музеев и развлекательных мероприятий, чередование их с физической активностью, подвижными и спортивными играми на свежем воздухе.

В современной системе: уход за ребёнком и забота о нём превратились в самоцель, стали основной функцией родительства/материнства. Появился целый культурный феномен – культ ребёнка и процессов его жизнедеятельности.

Основные принципы: опора в воспитании на безусловные рефлексы, укрепление привязанности ребёнка к родителю/матери, подвижный режим дня, не форсирование навыков самообслуживания, раннее начало умственного развития, в основном логического мышления, обилие эмоциональных нагрузок и готовых развлечений, стремление обеспечить ребёнку максимум впечатлений с самого раннего возраста.

Детские дошкольные учреждения

В старой системе: детский сад выполнял прежде всего развивающие, обучающие и образовательные функции, закреплял приучение к режиму дня и навыки самообслуживания, занимался развитием речи детей, музыкальным и эстетическим воспитанием, в старших группах - подготовкой к школе. Кроме того, был призван воспитывать в детях коллективизм и учить совместной деятельности.

В современной системе: детский сад прежде всего даёт детям первые навыки социализации, возможность общаться со сверстниками, а также выполняет функцию присмотра за детьми. Развивающие, обучающие и образовательные функции не отменены, но стали вторичными. Развитием детей и подготовкой их к школе занимаются специализированные развивающие центры, куда родители водят своих детей помимо детского сада.

Школа

Здесь я пока ничего сравнивать не буду, это отдельный большой вопрос. Все и так знают, что старая школа и новая школа – это разные цивилизации, если не вселенные. Проблемы современного школьного образования я обязательно буду поднимать в своих статьях.

***

Мы живём в том мире, в каком живём. Я это прекрасно понимаю и не являюсь закоренелым консерватором в вопросах воспитания, хотя получала педагогическое образование для работы в старой системе. Не будучи сторонником современной системы воспитания, построенной на «теории привязанности», я тем не менее считаю, что родители и семья в современных условиях являются основной, если не исключительной средой, в которой ребёнок воспитывается и развивается. И роль семьи сегодня и больше, и важнее, чем она была раньше, ну просто потому, что общество с его разнообразными, зачастую взаимоисключающими ценностями уже не является союзником семьи в воспитании подрастающего поколения. И у ребёнка единственными союзниками в его развитии остаются родители.

Давайте поможем нашим детям, а там они уже сами пусть решают, что делать или не делать с тем обществом, в котором они будут жить.