Хотим мы того или нет, умеем мы заниматься с детьми или не умеем, большие у нас для этого возможности или ограниченные, но именно семья и родители в первую очередь играют основную роль в развитии своих детей.
Происходит это потому, что развивается ребёнок постоянно – так или иначе, с самого своего рождения. Не бывает такого, что он поразвивался несколько раз в неделю в развивающем центре или на занятиях в детском саду, а дома отдыхает от развития.
Во всех тех местах, куда вы приводите ребёнка заниматься – по чьим-то программам с посторонними людьми, он получает, так называемое, надстроечное развитие, которое опирается на то основание, которое у него формируется круглосуточно и наиболее интенсивно в привычных для него условиях, где его ничто не пугает, не отвлекает, не заставляет напрягаться, чтобы выбрать реакцию на чьё-то требование или предложение.
Самый важный момент заключается в том, что у каждого ребёнка это основание разное – и по уровню, и по содержанию. Ни одна самая продуманная и замечательная развивающая программа не может учесть все индивидуальные особенности каждого ребёнка. И ни один педагог или психолог до конца не раскроет ребенка, чтобы это его основание определить и оценить детально, потому что он будет тестировать его совершенно не в тех условиях, в которых это основание формируется. Он не знает и не может знать, как ребёнок живёт, как с ним общаются в семье, в какие игры и с какими игрушками он действительно любит играть и многое другое. Ребёнок будет выдавать (или не будет) только то, что сможет или захочет в предлагаемых обстоятельствах.
Очень часто бывает так, что ребёнок посещает какие-то развивающие занятия, а толку никакого. Это не значит, что программа плохая или ребёнок не способен развиваться. Это значит, что основание, которое у него есть, не соответствует занятиям. То ли развивающая конструкция слишком громоздка для него и разваливается, то ли он сам отметает её, потому что она ему неинтересна, а может быть, уже знакома. И узнать, почему прогресса нет, на самом деле, очень сложно. Я бы в таких случаях рекомендовала не продолжать занятия, даже если ребёнку нравятся какие-то развлекательные моменты, потому что так формируется негативное отношение к занятиям вообще. Ребёнок привыкает к тому, что это нормально, когда не получается, непонятно или неинтересно. И вот тогда нас ждёт «в одно ухо влетает, а в другое вылетает», «как об стенку горох» и прочее. А ребёнок и не знает, что может и должно быть по-другому.
Кто об этом другом будет заботиться? Да конечно никто, кроме тех людей, которые в наибольшей степени озабочены самим ребёнком, его жизнью, его будущим – кроме его близких. Открою вам секрет: нас – преподавателей – больше волнует наш результат – результат нашей работы, видим мы то, что планировали развить в детях, или нет. Для ребёнка это совершенно другой результат. Как он сказывается на его основании, насколько меняет его, вплетается ли в общий процесс развития ребёнка, мы не знаем. Так что рассчитывать на нас вы можете только как на помощников, как на дополнительный источник развития ваших детей в тех областях, в которых вы, возможно, хуже разбираетесь, но не более.
Никто не знает ребёнка лучше, чем его родители. Точнее – ни у кого, кроме родителей, нет возможностей знать ребёнка настолько глубоко – его интересы, склонности, способности, так называемые сильные и слабые стороны. Каждый ребёнок уникален и заслуживает индивидуальной программы развития. Только такая программа сможет раскрыть максимально потенциал каждого. Наверное, в далёком и прекрасном будущем так и будет. Но уже сейчас любой родитель при желании может обеспечить своему ребёнку подобную программу. Правда, для этого надо не столько уметь, сколько хотеть заниматься со своим ребёнком, наблюдать за ним, за его развитием, не просто умиляясь или расстраиваясь, а используя в развивающих занятиях всё то, что вы заметили, всё, что ребёнок доверчиво раскрыл перед вами.
Как это можно делать, я рассказываю в своих статьях. Я занималась со своим ребёнком, сейчас – с внучкой, у меня были и есть десятки учеников. И для всех я применяю один принцип – индивидуальный подход. Но помните – по-настоящему индивидуальный подход к ребёнку могут применять только его родители или те, кто ребёнка очень хорошо знает. Никогда не отчаивайтесь, если кто-то даёт нелестные характеристики уровню развития или способностям вашего ребёнка – они могут ошибаться. И никогда не прекращайте участвовать в развитии своего ребёнка, если его кто-то нахваливает. До определённого момента наши дети заслуживают как можно большей нашей вовлечённости в важнейший и интереснейший процесс их развития.