Как найти мотивацию для старта
Путь Марии к онлайну продолжался несколько лет. Она получила психологическое образование, работала ведущим коучем в тренинговой компании и достигла потолка в должности. Затем попыталась заняться личной практикой — проводила вебинары и марафоны, но идея провалилась. Как признаётся Мария, проблемой стало отсутствие системы.
«Каждая неудача должна чему-то научить. На моих первых вебинарах были постоянные технические неполадки. Я срывалась — нужно не просто вести тренинг, но и следить за массой мелочей, плюс ты не чувствуешь отдачи аудитории. Но я провела несколько вебинаров и проблема решилась», — утверждает Мария.
Затем настала эпоха офлайн-мероприятий. В этом начинании был слишком нестабильный доход, но мероприятиями коуч занимается до сих пор — для удовольствия. Пришла идея заняться традиционным бизнесом — но это требовало слишком больших вложений.
В феврале Мария посмотрела вебинар основателей ACCEL — Дмитрия и Сергея. Выделила для себя четыре главных пункта, почему нужно работать онлайн:
- Растущий тренд. Спрос на онлайн-обучение растёт, люди понимают, что необязательно тратить время на поездки куда-то, если намного проще получить нужные знания и навыки дома.
- Лёгкий вход и небольшие инвестиции. По сравнению с традиционным бизнесом необходимые вложения до первой прибыли очень малы.
- Образование — это полезный, честный бизнес.
- Есть автоматизация и мобильность. Можно работать из любой точки мира.
Как выбрать нишу, которая принесет прибыль
Мария считает, что на шаге выбора ниши нельзя ориентироваться только на возможную прибыль. Искать в первую очередь нужно то, чем вы сможете долго заниматься. Подумайте, о чём вы готовы спорить с друзьями? Что вам любопытно почитать в интернете, чем вы готовы заниматься, когда есть свободное время?
Когда основное направление выбрано, уже можно заниматься финансовыми идеями. Как-то докрутить нишу, немного изменить ракурс, найти целевую аудиторию, которой будет это интересно и полезно.
«Мне кажется, что женская ниша меня выбрала сама, я ничего не искала. У меня были варианты выбрать что-то другое, но именно женской мне всегда было интересно заниматься».
Мария Алексеева
Какие могут быть трудности
Первый опыт Марии — два потока на курсе. Опыт получили колоссальный, но в прибыль не вышли. Почему так вышло:
- У эксперта не было своей аудитории — это была девушка из Европы, хороший специалист, но её не знали в России;
- Новый продукт на рынке — аналогов и конкуренции не было, соответственно, аудитория была не подготовлена;
- Мягкая ниша, женские практики — пришлось собирать людей на курс чуть ли не вручную.
- Нет чёткого портрета целевой аудитории — кажется, что это может быть интересно всем женщинам, и одновременно это не интересно никому.
- Работали вдвоём, без помощников.
Возьмите на заметку выводы, которые сделала Мария из неудачи:
- Эксперт должен прокачивать личный бренд, демонстрировать навыки и опыт;
- Обязательно сужать аудиторию — нельзя продавать «всем»;
- Помощники необходимы — всё сделать качественно самому невозможно;
- Негативный опыт — это тоже опыт. Без неудачи на первом курсе и сделанных выводов не получилось бы запустить второй курс, который принёс доход и окупил всё.
«Есть популярная ошибка — постоянно отодвигать старт. Якобы нужно поучиться, получить какие-то знания и только потом запускать. Нет. Можете начинать сразу. Запуститься можно даже без лендинга, буквально по крупицам собирая аудиторию из ВКонтакте», — утверждает Мария.
Мария Алексеева
Почему второй курс получился успешным
Тот курс, который сейчас продвигает Мария, второй в её онлайн-карьере. Что помогло сделать его постоянным источником дохода?
- Нашла хороших подрядчиков — потратьте время на поиск один раз и экономьте время и деньги на каждом запуске.
- Двигалась по шагам из Акселератора. Важно не нарушать структуру, не менять инструкцию, но и не забывать креативить и придумывать уникальные вещи для своей онлайн-школы. Запомните разницу — не менять инструкцию, а докручивать механизм под свою аудиторию. Работайте по шагам, создайте цепочку, где каждый шаг несёт конкретную пользу для вашей онлайн-школы.
- Начала с самого главного — думала, кто её целевая аудитория и что она продаёт.
- Нашла сообщество и поддержку. Собственной мотивации может не хватить. Не избегайте людей, которые тоже делают онлайн-школу. Держитесь тех, кто что-то делает.
- Нашла проект и эксперта. Вам нужна ниша онлайн-школы, которая будет интересна конкретно вам. Экспертом должен выступать человек, с которым у вас близкие взгляды на бизнес.
Онлайн-школа «Девчата»
Клуб Марии — нетипичная онлайн-школа. Скорее, это некая платформа, доступ к которой можно купить на год. За это время член клуба может пройти любой из 24-х курсов, получить доступ в закрытые группы для участников, поучаствовать в социальной жизни клуба.
Для начала — немного цифр.
- Результат первого потока. Вложения — 125 тысяч рублей. Оборот — 1,4 млн рублей.
- Второй поток. Вложения — 780 тысяч. Оборот — 1,8 млн рублей.
Средний чек первого потока — 14 900 рублей.
Второй поток получился дороже, потому что Мария наняла помощников и прекратила делать всё сама.
Первый раз Мария встретились с экспертом в августе. Первый поток запустили в октябре. Второй — в конце ноября.
Отличительная особенность — уроки идут 15-20 минут. Это важно для ЦА — девушка может спокойно пройти урок, прогуливаясь с коляской.
Два приёма для привлечения клиентов
Основной метод привлечения клиентов в клуб — бесплатный двухдневный тренинг. Мария модифицировала идею продвижения через бесплатные мастер-классы. Вместо вебинара она проводит полноценный урок-практику, на котором даёт максимум пользы. Это работает — на второй день приходят те, кто действительно заинтересован в покупке.
Мария нашла способ отстроиться от конкурентов и одновременно попала в «боль» аудитории. Есть категория женщин, кто действительно хочет стать успешными, найти своё предназначение и любовь. Они покупают тренинги и курсы, но не могут пройти их до конца. Их никто не поддерживает. В школе «Девчата» сильно развито сообщество. Аудиторию поддерживает эксперт, менеджеры, сами участники.
Поддержка действительно работает. Хороший результат приносит отдельный раздел на сайте — база знаний, где школа рассказывает, как пользоваться сервисом, как выполнять задания.
Сколько людей должны заниматься онлайн-школой
Персонал онлайн-школы — это несколько человек.
- Технический помощник — человек, который настраивает инструменты для проведения вебинаров, рассылок и рекламы;
- Администратор — человек, который занимается распределением групп по чатам, вывешивает расписание, решает текущие вопросы;
- Менеджер по продажам — помогает обрабатывать заявки на участие;
- Психолог, менеджер по заботе о клиентах — в «Девчатах» эта девушка помогает решить какие-то сложные вопросы, которые требуют личного подхода.
Где найти аудиторию
Основной поток клиентов «Девчат» — Инстаграм. Эксперт активно оставляет комментарии в интересных аккаунтах, проводятся марафоны, всячески повышается активность.
Дополнительные потоки — это другие социальные сети. К сожалению, они не показали такого эффективного превращения лидов в клиентов, поэтому пока что Мария ищет другие подходы к рекламным кампаниям.
«Мы вкладываем не очень большие суммы в рекламу, поэтому ищем действительно заинтересованных в теме блоггеров. Если человеку близка наша тема, то и аудитория у него подойдёт нам»
Мария Алексеева
Начать продвигаться стоит с профиля эксперта, так будет эффективнее. Когда запустите первый поток — обязательно сделайте аккаунт самой школы. У вас уже будут отзывы, обратная связь, довольные ученики — всё это сделает профиль качественным и интересным для клиентов.
Где искать подрядчиков
Попробуйте сайты для поиска помощников:
- work-zilla.com
- youdo.com
- kwork.ru
SMM-менеджера стоит искать в профильных группах в ВК, например, «Церебро». Менеджер по контекстной рекламе, копирайтер — на fl.ru.
Но самый идеальный способ найти ответственного подрядчика — воспользоваться рекомендациями знакомых бизнесменов.
Выводы. Самое важное тремя абзацами
Для успешного старта вам нужно:
- Хорошо понимать целевую аудиторию — понимать, что раздражает типичного клиента, что ему не хватает;
- Верить в продукт — вам должно быть интересно;
- Найти хорошего эксперта и наладить контакт — вы должно на многие вещи смотреть одинаково;
- Делать.
Избегайте трёх моделей поведений:
- Усложнять путь;
- Страдать перфекционизмом;
- Делать всё самостоятельно.
Постоянно развивайте проект:
- Двигайтесь от потребностей клиента — постоянно собирайте и обрабатывайте обратную связь;
- Внедряйте системный подход, создавайте пошаговые планы;
- Делегируйте максимум задач.
«Делайте, сразу делайте. Нет у вас продуманного курса — ок, запишите один вебинар. Нет какой-то продуманной системы — сядьте и напишите её. Потом переформулируете, когда получите опыт»
Мария Алексеева
P.S. Бесплатный лайфхак по исследованию ЦА
Если вы совсем не знаете, с чего стартовать, попробуйте сделать так. Вы примерно понимаете, какая ниша интересна вам как человеку. Наверняка в вашем окружении есть люди, с которыми вы можете обсудить эту сферу. Сделайте небольшую анкету, например, в Google Forms, и отправьте им на почту. Попросите их рассказать, на какие курсы в этой нише они точно бы не пошли и почему. Что их раздражает в этой сфере. Что хотелось бы получить.
«Я проводила такое исследование в наших женских чатиках, писала с просьбой заполнить подругам, обещала небольшие ништяки. Это помогает лучше понять аудиторию, осознать, какие возражения есть, что конкретно хочется типичному представителю ЦА», — говорит Мария.
Приходите на наш вебинар — на нём даём много полезного про подготовку к запуску образовательного проекта.