С кассовым разрывом может столкнуться абсолютно любая организация. Это может быть как малый, так и достаточно крупный и состоявшийся бизнес. Вся проблема в основном кроется в модели управления финансами в компании, а именно в отсутствии планирования деятельности. Так давайте разберемся как избежать кассового разрыва и что делать, если он уже есть?
Причины кассового разрыва
Кассовый разрыв - это не ситуация, когда у вас убыток по результатам отчетного года, а ситуация, при которой в течение определенного промежутка времени отсутствует деньги на счетах, что влечет за собой снижение деловой активности и рост потерь и даже банкротство.
Основными причинами кассового разрыва могут быть:
1. Большое количество отсрочек платежа (неверная коммерческая политика);
2. Задержка выплат по тендеру со стороны государственных заказчиков;
3. Избыточные запасы сырья и товара на складе (неправильная закупочная политика);
4. Незапланированные траты на покупку оборудования (отсутствие инвестиционной программы);
5. Незапланированная выплата дивидентов в пользу собственников (отсутствие дивидендной политики компании);
6. Сезонное падение продаж или незапланируемые выплаты поставщикам;
7. Резкий рост затрат, например, на логистику или закупку сырья.
Зачастую данную проблему можно решить за счет грамотного финансового планирования и автоматизации отчетности.
Как просчитать надвигающийся кассовый разрыв
Для того, чтобы первоначально понять хватит ли вам денежных средств на месяц или нет, необходимо сделать расчет по следующей формуле А+В-С, где А– остаток на счету на конец месяца, В – поступления денежных средств за месяца, а С – это планируемые затраты.
Для того, чтобы контролировать денежные поступления и расходы, вам потребуется ввести по крайней мере 2 формы отчетности: календарь платежей и календарь поступлений. Информация должна включать прогнозные поступления на 2-4 недели вперед.
Всю информацию в данную отчетность должен заносить, например, бухгалтер или финансовый директор. Все оплаты бухгалтер должен собрать, исходя из дебиторской задолженности. Все платежи можно взять из инвестиционной программы, где собраны ежемесячные оплаты за новое оборудование или технику, оплаты, которые необходимо сделать за сырье и материалы (данную информацию можно взять из договоров), а также арендные, коммунальные и прочие платежи. Обязательно соберите данные по отгрузкам, которые будут осуществляться в отсрочку.
Если при расчете у вас получается отрицательная сумма, то у вас возникает кассовый разрыв. В данном случае вам понадобится дополнительное финансирование.
Как предотвратить возникновение кассового разрыва
Для того, чтобы снизить риски возникновения кассового разрыва, вам потребуется следующее:
1. Подобрать хорошее ПО, где можно настроить складской учет, планировать финансовый оборот, формировать платежный календарь. Это позволит вам быстро планировать финансы компании и определять возможную нехватку денежных средств;
2. Наймите финансового директора на аутсорсинге, который поможет выстроить систему учета и контролировать её;
3. Поменять платежную дисциплину для поставщиков. Планировать все закупки заранее и исключать внезапные траты;
4. Пересмотрите условия работы с покупателями;
5. Уменьшите количество запасов на складах;
6. Создайте матрицу самых востребованных товаров. Исключите лишние закупки ненужных товаров;
7. Расставляйте приоритеты по выплатам. Разделяйте их на постоянные (арендные, коммунальные), переменные и необязательные (подписки и прочее);
8. Обязательно проверяйте своих контрагентов. Это позволит избежать потерь.
Что делать, если кассовый разрыв уже возник:
1. Договоритесь с поставщиками об отсрочке или оплате в рассрочку (ведите эту работу заранее);
2. Обсудите возможности снижения затрат с руководителями подразделений;
2. Привлеките кредитные деньги. Это может быть выражено в обычном кредите на пополнение оборотных средств или в формате счета овердрафт. При овердрафте остаток по счету уйдет в минус, но при последующих поступлениях овердрафт будет гаситься;
3. Привлеките от собственников или инвесторов дополнительное финансирование;
4. Сократите долю переменных и необязательных платежей. Разделите затраты по группам (группы составляйте по приоритету погашения);
5. Оцените какие активы вы можете продать в при острой необходимости;
Кассовые разрывы несут существенные репутационные и финансовые потери. Они снижают доверие поставщиков, а также вызывают задержки необходимого для производства сырья. Но в тоже самое время возникновение кассовых разрывов может показать слабые места в бизнесе и их оптимизировать.