В конце 19 века Вильгельм Винделбанд предложил провести различие между номотетическими и идиографическими исследованиями, которые приобрели особую актуальность для обсуждения природы психологии. В течение 20 века ряд авторов критиковали фокус на переменных, а не на людях, и группах населения, а не индивидуумах, который характеризовал большую часть психологических исследований. В качестве корректирующего фактора они выдвигают аргументы в пользу важности различных форм идиографических или личностно-ориентированных исследований.
Основная цель данной работы - описать и обсудить некоторые аргументы, выдвинутые этими авторами, как в отношении концептуализации личности, так и в отношении того, как они представляют себе идиографические или личностно-ориентированные исследования. Предлагается предварительная классификация различных видов идиографических и ориентированных на человека исследований, которые отличаются тем, как они соотносятся с номотетическими исследованиями, и концентрируются ли они на переменных или на моделях. Предполагается, что контраст между исследованиями, ориентированными на человека и переменную, может быть сведен на два разных контраста:
- исследования, ориентированные на отдельных людей и население;
- исследования, ориентированные на переменные или структурные факторы.
Статья посвящена тому, что эти авторы могут сказать о двух типах вопросов. Первая категория вопросов касается понятия личности. Что мы подразумеваем под "человеком", и что это значит - сосредоточиться на человеке, участвующем в исследовании? Вторая категория вопросов касается различия между номотетическими и идиографическими исследованиями: Что означает это различие и какова связь между номотетическими и идиографическими исследованиями? Является ли психология номотетической или идиографической наукой, или и тем и другим? Статья заканчивается предложением о предварительной классификации различных разновидностей идиографических и личностно-ориентированных исследований.
Вильгельм Винделбанд: Идиографические науки в сравнении с номотетическими науками
Немецкий философ Вильгельм Винделбанд (1848-1915), профессор философии в Страсбурге в 1882 году и в Гейдельберге в 1903 году, известен прежде всего своим различием между номотетическим и идиографическим подходами к знаниям.
Первоначально это различие было сформулировано в речи, которую он произнес как ректор Страсбургского университета в 1894 году. В своем выступлении он обсуждает классификацию научных дисциплин и критикует часто проводимое различие между естественными и гуманитарными науками.
Одна из причин его критики заключается в том, что ему трудно вписать психологию в эту схему: эмпирическая дисциплина такого значения, как психология, не должна вписываться в категории естественных и гуманитарных наук; судя по ее предмету, ее можно охарактеризовать только как гуманную и в определенном смысле как основу всех остальных; но вся процедура, ее методологический арсенал - от начала до конца - как естественные науки.
В качестве замены различия между естественными и гуманитарными науками он предлагает провести различие между номотетическими и идиографическими науками. Это он описывает как "чисто методологическую классификацию эмпирических наук", основанную на типе знаний, к которым он стремится: "Принцип классификации - это формальный характер искомого знания. Некоторые [дисциплины] ищут общие законы, другие особые исторические факты.". И здесь он ставит психологию в один ряд с номотетическими науками, исходя из того, что она ищет знания об общих принципах психологического функционирования.
Он подчеркивает, что "это методологическое противостояние классифицирует только метод, а не содержание самого знания". Один из выводов заключается в том, что естественные науки не только номотетические, но и содержат идиографические дисциплины. Например, хотя биология в значительной степени является номотетической дисциплиной, исследования эволюции представляют собой идиографическую дисциплину: Наука органического происхождения... имеет номотетический характер, поскольку она считает своей законной формой вечные типы живых существ... Но рассматривается как история развития, где она изображает всю последовательность земных организмов как процесс эволюции или адаптации, постепенно формирующийся, но один раз в течение времени... это идиографически-историческая дисциплина.
Винделбанд неоднократно подчеркивал, что если номотетическая наука ищет знания об абстрактных общих принципах или законах в виде теорий и математических формулировок, то идиографическая наука ищет подробного знания об уникальных и конкретных событиях. Но идиографические науки не только стремятся к описанию событий во времени, но и пытаются объяснить их. И здесь он изображает взаимодействие между номотетическими и идиографическими науками.
Объясняя подробности: Применение номотетических знаний в идиографических исследованиях
Хотя идиографические науки и ищут подробного знания об уникальных и специфических событиях, они ищут не только описание этих событий, но и их объяснение. И здесь номотетические науки входят в картину, выдвигая причинно-следственные теории и законы, необходимые для объяснения отдельных событий. По формулировкам Виндельанда, идиографические науки... требуют на каждом шагу общие тезисы, которые они могут заимствовать в своей полностью правильно установленной форме только из номотетических дисциплин. Любое причинно-следственное объяснение того или иного исторического процесса требует общих представлений о том, как дела идут своим чередом.
Слово "потенциально", однако, здесь важно, потому что точки зрения Винделбанд или что психологические исследования до сих пор производили очень мало в виде законов психологического функционирования, которые могут быть актуальны для историка, и что историки до сих пор довольно хорошо обходились без психологической науки, с помощью здравого смысла и интуиции. Это ставит его перед вопросом, смогут ли исследования, характеризующие психологию того времени, внести свой вклад в законы психологического функционирования, которые могут помочь нам понять жизнь человека: в этой связи весьма примечательно, насколько снисходительны исторические науки, строго говоря, в своих требованиях к психологии. Как известно, крайне неполная степень, до которой до сих пор поддавались формулировкам законы психологической жизни, никогда не вставала на пути историков: через здравый смысл, осмотрительность и изобретательность они знали достаточно, чтобы понять своих героев и свою деятельность. Это заставляет задуматься и заставляет усомниться, что недавно разработанная математическая, естественно-правовая концепция элементарных психологических процессов внесет заметный вклад в наше понимание реальной жизни человека.
Психология - номотетическая и/или идиографическая наука?
Подводя итог, в рамках своей классификационной схемы Винделбанд рассматривает психологию как номотетическую науку с задачей поиска знаний об общих принципах ("законах") психологического функционирования, которые могут быть использованы идиографическими гуманитарными науками (например, история) в их попытках объяснить уникальные события (например, человеческая деятельность). Интересно отметить, что он представляет психологию "в определенном смысле как фундамент всех остальных (гуманитарных наук)". Однако, как видно из приведенной выше цитаты, он сомневается, что психологическое исследование в том виде, в каком оно существовало в то время, с акцентом на элементарные психологические процессы, сможет внести какой-либо существенный вклад "в понимание реальной жизни человека".
Будучи философом, а не психологом, Винделбанд не обсуждает другие возможные парадигмы психологических исследований с более целостным взглядом на человека. Он также не обсуждает возможность идиографической психологической науки. Давайте применим его схему, чтобы увидеть, как будет выглядеть такая идиографическая психология. Здесь важно отметить, что с точки зрения классификационной схемы Винделбанд, можно ожидать, что идиотская психологическая наука будет искать знания об уникальных и специфических психологических событиях в форме правильного и детального описания мыслей, чувств и действий человека в определенных обстоятельствах. Далее, для объяснения мыслей, чувств и действий этого человека в этой идиографической психологии использовались бы теории общего психологического функционирования человека, полученные из номотетической психологии. Примером может служить клинический психолог или психотерапевт с исследовательским мышлением, который сначала пытается описательно понять мысли, чувства и действия клиента при определенных обстоятельствах, а затем пытается понять, почему эти психологические процессы прошли курс, основанный на научно обоснованной теории общего психологического функционирования.
Другая возможность, однако, не обсуждаемая, заключается в том, что идиографические психологические исследования (т.е. исследования индивидуального опыта и поведения людей при определенных обстоятельствах) могут быть использованы для поиска закономерностей в психологическом функционировании человека. Здесь целью было бы создание общих психологических теорий на основе серии таких идиографических исследований. Хотя он сам не рассматривает эту возможность, его различие между идиографическими и номотетическими исследованиями оказалось ценным, так как позволяет обсуждать такие возможности. Его отличительная черта до сих пор жива в современных психологических исследованиях, хотя она также претерпела некоторые изменения в этом процессе.