Синкансэны - пионеры скоростной железной дороги, которые носятся по Японии уже больше 50 лет. Когда их только строили, синкансэнами ("новыми магистралями") называли скоростные железные дороги, а потом стали называть и сами поезда. Когда успех синкансэнов стал очевиден, скоростные поезда стали пускать и в других странах.
И вот 10 важных фактов о синкансэнах:
1. Синкансэн никого не ждёт
Синкансэн ходит по расписанию с точностью до секунд. И это не потому что добрая душа машинист готов подождать бегущих до вагона пассажиров. Не успел сесть - жди следующего поезда.
Суммарное опоздание синкансэнов составляет в среднем несколько секунд, и это в стране, где то землетрясение, то тайфун.
2. Средняя остановка синкансэна - 1 минута
На большинстве станций синкансэн останавливается буквально на несколько десятков секунд, за это время приехавшие пассажиры должны успеть выйти, а отъезжающие - сесть в поезд (см. пункт 1).
Поэтому уже не подъезде к станции в тамбуре и коридоре выстраивается очередь из желающих приехать. На станции в это время выстраиваются такие же очереди из желающих уехать.
Пассажиры заранее ищут место, где остановится их вагон и выстраиваются стройными рядками. Места остановки обозначены на табло и полу, нужно только научиться разбираться в этих обозначениях.
Поезд приезжает - одна колонна быстро выходит - вторая колонна быстро заходит - поезд уезжает. На всё про всё одна минута.
3. Синкансэн едет лишь немногим быстрее "Сапсана"
Хотя синкансэн был первым скоростным поездом и постоянно совершенствуется, и хотя он даже называется "поезд-пуля", едет он ненамного быстрее, допустим, российского "Сапсана".
Максимум скорости синкансэна - около 300 километров в час. Расстояние от Москвы до Петербурга "Сапсан" проезжает меньше чем за 4 часа. Синкансэн пробегает те же 700 км чуть больше чем за 3 часа.
4. Синкансэн стоит в 3 раза дороже "Сапсана"
Притом что он не сильно отличается от зарубежных аналогов по скорости, цены на синкансэн - умопомрачительные даже по местным меркам. Большинство японцев редко могут себе позволить билет на синкансэн.
Например, двухчасовая поездка от Токио до Окаямы (те же 700 км, что от Москвы до Петербурга) обойдется в 17,000 йен (10,000 рублей).
Еще около 1,000 йен (600 рублей) стоит зарезервировать себе место. Если этого не сделать, придется ехать в вагоне для тех, кто не зарезервировал место (unreserved). Но на нескольких северных направлениях нерезервируемых вагонов нет, и бронировать место надо обязательно.
5. В синкансэне бывает бизнес-класс, он ещё дороже
Вагон бизнес-класса называется "зеленым", и за него надо доплатить еще от 3,000 до 5,000 йен (1,500 - 2,500 рублей) в зависимости от расстояния.
А в северных поездах есть и первый класс! Это доплатить еще столько же.
В обычном вагоне кресла расположены по три в ряд с каждой стороны, в бизнесе - по два, а в первом - два слева и одно справа. Плюс чем выше класс, тем больше пространства для ног и дополнительные услуги.
При этом если не зарезервировать место, то можно - купив себе полный билет за много тысяч - в результате ехать стоя.
6. В синкансэне нельзя шуметь
Это правило очень строгое. Нельзя громко разговаривать и смеяться, чавкать или говорить по телефону. Шумом считается даже звук нажатия клавиш на клавиатуре лэптопа.
Для тех, кто нарушает это правило, предусмотрены жесткие санкции - косые взгляды. Кому-то может показаться, что это ерунда, но для японца неодобрение окружающих - серьезный психологический стоп.
Если нужно поговорить, следует выходить в тамбур - обычно там есть специальная комната (!) для разговора по телефону. Япония, как-никак.
Кроме нее в тамбуре как правило туалет, комната для прихорашивания, комната для переодевания ребёнка, курительная комната, автомат с напитками и вдобавок к этому достаточно много свободного места.
7. Кофе с тележки стоит как в обычном магазине
Это одно из существенных отличий синкансэна от "Сапсана" и других российских поездов достаточно высокого класса: еда в нем не втридорога.
Кроме того, часто в тамбуре есть автомат с едой, где продаются напитки и небольшие закуски - тоже по обычным ценам. Наверное, операторы синкансэнов решили, что уже и так взяли с пассажиров достаточно денег.
Другой способ, которым многие активно пользуются - взять с собой ящик с едой бэнто, они обычно продаются на вокзалах в больших количествах. Еда в синкансэне - это очень важно, иногда приходится ехать полдня.
8. Пути синкансэна - для него одного
Синкансэны ездят только по отдельным специальным путям, по которым кроме них никто не ездит. Проход к этим путям - отдельный.
Пути для синкансэнов сконструированы с повышенной прочностью и надежностью. Они наглухо перегорожены, и пробраться на скоростные пути - значит нажить себе большие проблемы, грозят штрафы и прочее. К тому же на таких путях не нужно терять время, уступая другим поездам.
Еще эти пути максимально прямые: минимум поворотов, минимум петель, если на пути гора - пробивают туннель, если ущелье - строят мост. Меньше поворотов - выше скорость и ниже риски.
Пути проложили длинной полосой через основные города густо населенного восточного побережья по всему главному острову Хонсю. Пути на этом острове делятся на три отрезка: Санъё (по названию южного региона), Токайдо (по проходившей тут дороге из Киото до Токио) и Тохоку (по названию северного региона).
Потом пути продлили на южный остров Кюсю и на северный Хоккайдо.
По каждому отрезку ходит свой поезд: Tokaido Shinkansen, Tohoku Shinkansen и так далее. Поезд ходит туда-сюда по одному пути, как в московском метро. Поезда Tokaido Shinkansen не ходят на Тохоку.
9. В происшествиях с синкансэнами погибли 0 человек
Это за все 55 лет работы этих поездов. Все-таки делают свое дело прямые обособленные пути, особая система тормозов, хитро настроенный автоматический диспетчер и в целом конструкция вагона.
По большому счету, синкансэну особенно и не с кем сталкиваться - он одиноко едет по своему пути, разве что догонит предыдущий поезд.
10. Синкансэн не работает по ночам
Это главный минус как синкансэнов, так и японского общественного транспорта в принципе. Если нужно добраться из Токио на Кюсю или Хоккайдо, поезда занимает 7-8 часов, для пассажира идеально было бы сесть вечером в поезд, а наутро проснуться в нужно городе.
Вместо этого приходится весь световой день глядеть в окно.
По каждому из пяти главных отрезков ходят свои типы поездов. Например, для Tokaido Shinkansen (Токио - Осака) используют медленный поезд Kodama, который останавливается на каждой из 17 станции, поезд Hikari, который останавливается максимум на 12 станциях, и экспресс Nozomi, который делает 4 остановки и доезжает в 2 раза быстрее Kodama.
Понятное дело, что Nozomi еще и самый дорогой (и в нем, кстати меньше всего нерезервируемых вагонов). А главное для иностранца - что на Nozomi не действует туристический проездной.
Синкансэны ходят с 6 утра до 11 вечера, при этом Nozomi ходит 4 раза в час, Kodama - 2 раза, а Hikari - вообще только 1 раз. Плюс не каждый поезд идет до конечной. То есть может оказаться, что последний подходящий поезд уходит в 8 вечера (например чтобы уехать из Токио на юг).