Музей археологии и антропологии (МАА) в Кембридже рассказывает историю почти двух миллионов лет человеческой истории через предметы, искусство и фотографию.
Музей был основан в 1884 году, и его коллекция включает археологические, антропологические, фотографические, современные и архивные материалы. Хотя некоторые рассматривают архивы как статические хранилища старых работ, многие из которых могут считаться проблематичными по тону или представлению других культур, приобретение MAA показывает, что вместо этого они предоставляют людям богатый ресурс для исследований, отклика и дискуссий.
Среди объектов MAA - около 300 выцветших фотографий, сделанных в начале 20 века и отражающих жизнь аборигенов Австралии в середине 19 века, с изображением курганов, загадочных и монументальных форм ландшафта, резных и украшенных деревьев. Поэтому история о том, как создавалось и приобреталось новое искусство в ответ на эти фотографии, представляет собой интересный пример.
Брук Эндрю (Brook Andrew), австралийский художник аборигенного происхождения, работает в различных сферах, включая перформанс, фотографию и инсталляцию, и известен своей работой, связанной с этнографическими изображениями аборигенов, многие из которых хранятся в музейных архивах. Именно во время исследовательского визита в МАА в 2007 году он наткнулся на любопытный набор фотографий, на которых изображены сцены жизни аборигенов.
Дальнейшее исследование показало, что эти фотографии являются иллюстрациями к книге Australien 142 года Фотография, редкий том (известно, что существует только два, один находится в библиотеке Хэддона, Кембридж) немецкого естествоиспытателя Уильяма Бландовски в начале 1860-х годов.
Книга предназначалась для записи экспедиции Бландовского к слиянию рек Мюррей и Дарлинг в 1856-57 годах, в ходе которой художник Жерар Креффт сделал рисунки народа неери-нери, их деятельности и церемоний. Именно эти рисунки Бландовски впоследствии переработал и сфотографировал, чтобы иллюстрировать свою книгу. Как отметил директор MAA Николас Томас, многие из этих переработанных и сфотографированных рисунков два-три раза удалены из полевых набросков, которые, возможно, сами были фантастическими, даже фальсифицированными или фантастическими.
Однако, вместо того, чтобы скрывать такие образы, практика Эндрю стремится пролить на них новый свет и сделать их предметом дебатов. Эндрю использовал шесть иллюстраций к книге Бландовски в качестве основы для своей серии Остров - набора больших полотен, в которых изображения взорваны до огромного масштаба (250x300 см) и окрашены в яркий цвет. Среди сюжетов, которые Эндрю выбрал для фильма Остров, есть охота на кенгуру и сцена ритуального танца, обе из которых показывают преувеличенную жестокость, с которой часто изображались аборигены.
В 2008 году в МАА была организована выставка, на которой наряду с другими работами Эндрю были представлены две работы с острова, а также книга Бландовски и связанные с ней гравюры. Острова I и II являются расширенными вариантами рисунков из книги курганов аборигенов, изображенных таким образом, что Андрей описывает их как преувеличенные утопические и фантастические представления о других мирах. Эти две работы были позднее приобретены МАА за 26 763 фунта стерлингов при помощи гранта в размере 10 040 фунтов стерлингов из Фонда искусств.
Весь процесс создания, экспонирования и приобретения этих работ помог вывести исторические этнографические изображения культуры аборигенов из архивов МАА и сделать их доступными для общественности. Вопросы аутентичности оригинальных рисунков и романтизации коренных народов стали, таким образом, предметом дебатов. Эти работы также отражают точку зрения современного художника из числа коренных народов на исходный материал, а также являются самостоятельным аборигенным искусством.
Кроме того, в деле MAA о приобретении работ Эндрю утверждалось, что они созвучны антропологической и австралийской коллекции музея (MAA хранит первые предметы, которые, как известно, были собраны в Австралии европейцем), а также приводились комментарии относительно усилий по разведке, полевой работе и археологическим исследованиям. МАА определила искусство аборигенов в качестве стратегического приоритета для приобретения в период 2008-2012 годов, и Эндрю является ярким примером современного художника, чьи корни четко определяют его творчество и тематику.
Однако вопросы, поднятые этим приобретением, включают в себя вопрос о том, является ли современное искусство наиболее эффективным средством освещения исторических изображений коренных народов.
Могли бы те же самые вопросы быть подняты путем демонстрации исходных материалов и их изучения на ярлыках и семинарах?
Возможно, коллекция позволила Эндрю создать серию работ, вызвавших большой резонанс в Австралии и приобретенных МАА в Великобритании (с тех пор эти работы были переданы для проведения выставок в Кембриджском университете, Музее этнографии Великобритании и Женевском музее), а также приобретенных рядом галерей австралийского штата.
Тем не менее, работы Эндрю представляют собой смелое дополнение к коллекции работ коренных народов MAA, и их резонанс в этом контексте, как на национальном, так и на международном уровне, явно больше, чем это было бы в простой художественной галерее.