Жила - была семья в одной деревне. Считалась она зажиточной, потому что имела свою конюшню, кузницу и надел земли. Держал семью мужчина в своих жестких "ежовых" рукавицах и перечить ему никто не смел. Семья была небольшая. Мать -Ася, жена - Федора и сын- Семен. У них был работник...
После революции на колхозном совете было принято решение раскулачить несколько зажиточных крестьян и выселить их из деревни как врагов Социалистической республики. Семья мужчины оказалась в этом списке.
Когда пришли во двор к мужчине, вынесли мешки с зерном, вывели коров, вынесли кузню и стали выводить коней из стойла - мужчину хватил удар и его не стало. В связи с отсутствием того, кто значился в списке, было принято решение эту семью не высылать из деревни, а переселить их в другой, более ветхий дом...
Все, что у них конфисковали пошло в колхозе прахом... коней загубили. Коров сьели. Дом сгорел.
Переехав в ветхий дом стали налаживать жизнь. Сын женился. У него родилось двое детей - девочка и через несколько лет - мальчик. Жизнь входила в свою колею... в колхоз они не вступали. Общественную жизнь обходили стороной.
В том, что добро, которое у них отняли пошло прахом, колхозники обвиняли мать мужчины, теперь уже бабушку - Асю, считая ее ведьмой.
Во время Великой Отечественной Войны Семена призвали на фронт. Он служил, был ранен. Попал в плен. Выжил в концлагере. Вернулся домой после освобождения с подорванным здоровьем. Бабушка Ася его выходила.
В деревню пригнали немцев на "исправительные" работы. В их семье поселилась немка. Старенькая женщина, она стала нянькой дочери Семена.
Бабушка Ася была уже плоха. Все время лежала на печи, очень редко выходила на улицу и говорила, что скоро ей надо будет уйти... однажды, когда дома никого из взрослых не было, она позвала свою внучку, попросила помочь ей слезть с печи, поводила внучку вокруг стола, что то тихо шепча, затем погладила внучку по головке и сказала:
-теперь с тобой ничего не случиться. Будешь жить долго. Когда меня похоронят - на могилку не приходи и не ищи ее никогда. Нельзя тебе на мою могилку.
На следущее утро бабы Аси не стало...
Продолжение в рассказе "Случай на элеваторе"