Найти тему
Фонд Гайдара

Фетиш, артефакт и социальный хлам

Оглавление

Все статьи нового второго выпуска онлайн-журнала #Gaidline можно найти здесь: http://trash.gaidline.media/

Подборка Оксаны Мороз из 8 книг о том, почему мы мусорим и что делать, если собственная жизнь похожа на хлам

Rubbish!: the archaeology of garbage

William Rathje, Cullen Murphy

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Что общего между археологией и гарбологией — наукой об отходах? Обе этих специализации можно рассматривать как вариации одного исследовательского интереса — к тому, как устроен бытовой мир человека, его потребительские привычки и принципы отделения полезных вещей от мусора. По крайней мере, именно такую позицию занимает профессор Уильям Ратье, запустивший в 1973 году археологическое и социологическое исследование Tucson Garbage Project. На протяжении долгого времени Ратье и его студенты изучали содержимое частных контейнеров для мусора в городе Тусон, а также беседовали с их владельцами. Из этих наблюдений и интервью родилась книга о соотношении темпов производства и переработки отходов, а также о разнице между декларируемыми и реальными подходами к потреблению продуктов и их дальнейшей переработке. Вывод о том, что поведение людей и его репрезентация в опросах различны, вряд ли можно назвать новаторским. А вот авторские критические замечания относительно мифов, которыми окружена тема «мусорного кризиса», весьма интересны, поскольку, нисколько не умаляя значимости эко-повестки, позволяют бороться с алармизмом и популизмом.

Читать книгу

Цель — zero waste

Робин Мюррей

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Часто ошибочно считается, что среди инстанций и экспертов, работающих с экологической повесткой, превалируют популисты. Между тем, в 2002 году по заказу Гринпис Великобритании профессор Лондонской школы экономики и политических наук, один из ведущих мировых специалистов в области экономики обращения с отходами Робин Мюррей написал книгу, в которой изложил ныне модную концепцию циклической экономики и Zero Waste. Как сделать так, чтобы добываемые или производимые ресурсы использовались вновь и вновь? Как превратить отходы во «вторичные материальные ресурсы»? Причем не только в частных случаях, но и на уровне большой политики? В какой-то степени подобную книгу можно считать руководством к действию и гайдлайном для тех, кто хочет жить по-настоящему eco-friendly. Но она важна и с концептуальной точки зрения, поскольку позиция Мюррея частично пересекается с рассуждениями философа Питера Сингера про эффективный альтруизм. А они — краеугольное основание большой современной философской традиции. 

Читать книгу

Wasted Lives. Modernity and its Outcasts

Zygmunt Bauman

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Немного странно рассматривать труд выдающегося социолога современности Зигмунта Баумана, вообще-то изучавшего проблемы и эффекты модернизации, в контексте разговора о мусоре. Однако как минимум одна программная работа Баумана представляет собой опыт демонстрации того, как «мусорная» метафорика становится элементом культурного языка (по сути — всеобъемлющей системой знаков), а не только предметом баталий активистов и политиков. В книге «Wasted Lives» автор сосредотачивается на картинах социальной эксклюзии: в культуре гиперпотребления и бесконечно растущих консьюмеристских аппетитов возникает привычка растрачивания ресурсов. В том числе человеческих, если их качество не отвечает определенным «ожиданиям». Как в этой ситуации не оказаться выброшенным на обочину жизни? И что стоит делать обществу, чтобы перестать воспроизводить практику исключения людей, превращения их в ненужные объекты и фактически в социальный «хлам»? Бауман не дает конкретных советов, но очень четко проговаривает, какие неприятные — индивидуальные и коллективные — эффекты вызывает невнимательность к подобным проблемам.

Читать книгу

Stuff

Daniel Miller

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Антрополог Дэниел Миллер решил однажды задаться вопросом: а что есть вообще хлам? В России Миллер известен прежде всего как один из организаторов проекта Why we post и исследователь поведения пользователей в соцсетях. Однако его классический труд «Stuff» посвящен гораздо более широкому контексту — материальной культуре, в которой человек живет, которую сам создает и которая определенным образом формирует его идентичность, привычки, системы принятия решений. Вещи или артефакты у Миллера — это в первую очередь составляющие социокультурной материальности. И чрезмерное увлечение именно этой стороной жизни, фетишизация факта обладания какими-то предметами создает эффект «повиновения вещам». А, значит, формирует условия для перепроизводства и замусоривания или, по крайней мере, провоцирует возникновение новых определений «нужного» и «ненужного» в жизненном пространстве человека. Так хлам становится известным следствием захламления, изводом консьюмеризма. 

Читать книгу

История мусора: От Средних веков до наших дней

Катрин де Сильги

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Среди в целом ангажированных современной европоцентричной и инвайронменталистской повесткой авторов можно найти и тех, кто пытается обнаружить генеалогические основания этой ангажированности. Примерно из этих интенций вырастает книга Катрин де Сильги, французской специалистки по охране окружающей среды и, судя по всему, последовательницы школы «Анналов». «История мусора» представляет собой энциклопедию, в которой описывается, как люди веками собирали, хранили и перерабатывали отходы. Значительный объем книги составляют разные курьезные истории и рассказы о бытовых мелочах той или иной эпохи (например, о том, кого и что пускали на удобрение в разные исторические периоды), которые автор демонстрирует в качестве маркеров постепенно возникающих глобальных проблем. От европоцентризма автору отойти не удается — зато вполне получается создать своего рода case study национальной «мусорной» традиции. Что, в общем, весьма полезно для понимания масштабов и извечности проблемы.

Facing Gaia: Eight lectures on the new climatic regime

Bruno Latour

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Бруно Латур — социолог и философ, широко известный «акторно-сетевой теорией» — подходом в социальных науках, рассматривающим объекты и артефакты в качестве участников социальных отношений. В принципе, здесь можно было бы поставить точку и отправить читателя знакомиться практически с любой книгой Латура: в разговоре о замусоренности и перепроизводстве «вещей», неизбежно превращающихся в «мусор», его методологические изыски очень полезны. Однако Латур известен и более специфическими интересами — на протяжении нескольких десятилетий он участвует в дебатах об антропоцене и дискуссиях о политиках природы. В пока не переведенной на русский язык книге «Facing Gaia» философ не просто предлагает свою интерпретацию теории Геи как не-вполне-Земли, как чего-то альтерприродного (концепт Эдуарду Вивейруша де Кастро). Он по-новому осмысляет масштаб и характер человеческого вмешательства в существование биосферы (как и в науки о ней), несколько иначе ставит вопрос о влиянии техносферы на живое и потому заставляет довольно радикально менять представления об этике охраны среды и человека в ней. 

Читать книгу

Стать экологичным

Тимоти Мортон

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Английский историк литературы и философ Тимоти Мортон любит эпатировать. То «откроет» новое направление «квир-экология», то заявит о необходимости тревожно вглядываться в «темные» основания «экологии». В принципе, этот эпатаж не нов — в эпоху после постструктурализма, когда дешифровке и деконструкции подверглись любые универсальные истины и экзотические кейсы, приходится находить новые основания для критической оптики. Да и идеи о том, что любые неприятные («темные») феномены суть следствие или реверс принципов, с помощью которых возводили фундамент современности, встречаются даже у классиков Франкфуртской школы, не говоря о уже о сторонниках так называемого «деколониального поворота». Однако книга Мортона действительно полезна. И потому, что продолжает уже упомянутое рассуждение об антропоцене как периоде переосмысления отношения человека с нечеловеческим окружающим миром. И потому, что заставляет увидеть, как разные культурные практики (в том числе современное искусство) становятся пространством массовой репрезентации больших социальных проблем. Например, той же проблемы захламленности планеты. На полях заметим: представляют эти проблемы в публичных дискуссиях специалисты из сферы современного искусства совсем не хуже, а иногда и успешнее, нежели активисты.

Why women will save the planet

Ed. by J. Hawley et al.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Для понимания того, как устроена борьба за «мусорную» повестку, нужно помнить, что в публичном поле она очень часто оказывается вписана в контекст дискуссий о необходимости работы над устойчивостью окружающей среды. И параллельно — в дебаты о ценности воспитания осознанного потребления. Так что неудивительно, что иногда — в шутку или всерьез — современные левые фактически уравнивают природоохранный и «антимусорный» активизм и любую другую борьбу за равноправие и защиту прав. Эта борьба за все хорошее против всего плохого не может не вызывать сочувствия. Но вопрос остается открытым: разве громкие выступления и заявления помогли превратить практику Zero Waste в повседневность максимального количества людей?

Поделись философией мусора FacebookVKTwitterTelegram

***

Еще больше статей можно найти на нашем сайте.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Facebook
Telegram
OK
Twitter
Instagram
YouTube
Яндекс Дзен
VK