Про знаменитого «счастья баловня безродного, полудержавного властелина» порой можно услышать, что он стал первым русским генералиссимусом. Тут, смотря как глядеть. С одной стороны раньше него это звание получил другой сподвижник Петра I – Алексей Семенович Шеин, ставший генералиссимусом за Азов. Кроме того, генералиссимусами потешных войск были Ромодановский и Бутурлин.
Но если подходить строго по букве закона, то в России звание генералиссимуса официально появилось после введения Воинского устава 1716 года. И тогда получается, что первым официальным русским генералиссимусом стал он: безграмотный светлейший князь, чуть было не ставший тестем императора, но в итоге "из грязи поднявшийся и в грязь вернувшийся" Александр Данилович Меншиков.
По сути, конечно, Данилыч сам себя сделал генералиссимусом и пробыл им без малого четыре месяца. Но сейчас не об этом.
Вам никогда не было интересно, откуда взялся Данилыч? Ведь нельзя отрицать того, что поднялся при Петре он вполне заслуженно – был смел, храбр, нагл, выполнял все, что поручено и что бы ни было поручено. Само собой, про себя тоже не забывал, воровал так, как никто другой.
Легенды о том, откуда взялся царский денщик, он же светлейший князь, он же первый русский академик (да, Данилыч – первым из русских был принят в Академию Наук самим Ньютоном), он же полководец и даже генералиссимус, не умевший написать ни одного слова (писем, записок и вообще хоть каких-то документов, написанных рукой Меншикова не сохранилось ни одного, только корявые подписи) появились еще при его жизни.
Ведь он взлетел очень быстро и на самом деле поднялся «из грязи в князи». И удержался рядом с троном всерьез и надолго.
В поэме «Полтава» Пушкин назвал его «счастья баловнем безродным». Но потом, в незаконченной «Истории Петра Великого» он уже писал о том, что Меншиков был потомком литовских (правильнее, конечно, белорусских) дворян. Пушкин считал, что имение предков Данилыча находилось недалеко от Орши. Сам Пушкин писал, что все рассказы о происхождении Меншикова из низов распространялись боярами специально.
Впрочем, куда более наглядным свидетельством реального происхождения Алексашки было то, что он был неграмотен. Ведь не сохранилось ровным счетом ни одной написанной им бумаги. Он свою подпись кое-как выводил. Как-то это не стыкуется с тем, что Меншиков был потомком дворянского рода. Все-таки в то время грамотность среди дворян стала уже весьма желательным навыком.
При Петре для Меншикова, конечно, составили приличную родословную, по которой литовский шляхтич Данила Меншиков попал во время русско-польской войны в плен, но потом, после освобождения остался в Москве и стал придворным конюхом у царя Алексея Михайловича. А потом его сына заметил молодой царь Петр.
И все бы это хорошо. И придумано толково. Вот только ни в каких документах Речи Посполитой нет записей о том, что под Оршей жил шляхетский род Меншиковых.
Впрочем, что там, какой-то шляхетский род из-под Орши. Есть теории о том, что Меншиков был чуть ли не потомком одного из многочисленных ответвлений рода Рюриковичей.
Впрочем, тут правильно напоминает о цитате из Гоголя автор телеграм-канала «История Российской империи»:
«И уж как потом ни хитри и не облагораживай своё прозвище, заставь хоть пишущих людишек за наёмную плату выводить его от древнекняжеского рода, ничто не поможет»
Поэтому по поводу происхождения Данилыча можно сказать следующее.
Все знаменитые роды и фамилии, из которых потом произошли знаменитые и славные князья и правители, начинались с того, что их родоначальники были никем. Но за счет своих талантов, пробивной и физической силы, наглости и везучести они стали всем. Вот и Алексашка смог воспользоваться тем, что Петр I развалил существовавшую до него иерархию и открыл социальные лифты, которыми воспользовались пробивные и энергичные люди вроде Данилыча. Он стал родоначальником нового княжеского рода, представители которого еще долго служили России. С разной степенью успешности, конечно.
Правнук его, Александр Сергеевич, к примеру, на мой взгляд, и является главной причиной поражения России в Крымской войне. Потому что проявил себя как бездарный адмирал и такой же бездарный полководец.
Ну а кем был отец Меншикова… А важно ли это на самом деле. Нам то сейчас зачем придумывать ему несуществующие родословные. Не просматривается сейчас история рода Данилыча дальше его отца и торговли пирогами на московских базарах.