Вовсе не потому, что книжка вышла такой удачной, что стоит атаковать её, даже не особо зная язык, со словарём.
Напротив – это один из самых слабых романов цикла.
Ли Чайльд не верит в писательское вдохновение. Уже много лет он садится за стол первого сентября и начинает писать. Метод таков: он должен зацепить читательский интерес с первых же строчек.
Как начинается его первый роман, Killing Floor (название коряво переведено у нас как «Этаж убийств»)?
«Меня арестовали в ресторане Ино. В двенадцать часов дня. Я ел яйца всмятку и пил кофе.»
Это первые фразы, написанные Ли Чайльдом когда-либо. Он просто решил стать писателем – и стал им.
Читателя сразу втягивают в роман. За что арестовали? Почему? Как герой будет выбираться из передряги?
Ли Чайльд как-то сказал: - «Долгие вступления – не для меня. Есть такая книга – «Мандолина капитана Корелли», очень неплохая. Но чтобы это понять, нужно прочитать полсотни нудноватых страниц, после которых и начинается интересное.
Я себе такое не позволяю. Книга должна захватывать сразу.» -
Когда садится писать первого января, что будет дальше он не знает. Плана книги нет никогда, пишет, как пишется.
От этого в романе появляется некая…органика, естественность.
Но есть у метода и издержки: если книжка у автора не пошла, вырулить на что-то приличное очень трудно. В Blue Moon, как мне кажется, не получилось. Был очень хороший старт, я читал, затаив дыхание – а после пошла какая-то лабуда в духе Луи Буссенара. Помните? «Он выхватил винтовку, раздалось десять выстрелов – и десять королевских улан замертво скатились со своих несущихся на всём скаку лошадей».
В одном интервью писателя спросили: - Вот Ваш кумир – Джон Макдональд, автор цикла про Трэвиса Макджи. Там 21 роман. Немало. Это число кажется оптимальным. Вам не хотелось и самому не выходить за этот предел? -
- Хотелось. – ответил Ли Чайльд: - И особенно сильно – как раз после двадцать первого романа. –
- И…? –
- И тогда издательство предложило мне написать ещё три книги про Джека Ричера. За гонорар в 120 000 000 долларов. Думаю, нет писателя, способного от такого предложения отказаться. –
А я думаю, нет и таких, кому столько предложат. Кроме Ли Чайльда и ещё пары-трёх.
Он продолжил.
Не могу сказать, что раньше было лучше, а сейчас он подустал, исчерпался. Две книжки до Blue Moon были стоящими.
Но время от времени талант писателя даёт осечку. Что-то дельное как-то не придумывантся. Талант буксует, магии не случается. И тогда поклонники ругают его на форумах: - Я прочитал все книги про Джека Ричера, был в восторге, но это… Это – что…?! –
И покупают всё равно, читать не прекращают. Потому что нет такого, что всё, с этой книжки началась ерунда. Идёт какая-то…чересполосица.
Вот с Blue Moon как раз такая история. Не сложилось, не сошлось, обязательство перед издательством выполнил, продажи запредельные, а книжка ерундовая.
24-я, третья из «дозаказанных» трёх. Уверен, писателя смогут убедить писать дальше. А двух неудачных подряд у него книг не бывало. Так что следующая будет хорошей.
А эта…
Эту можно пропустить.