Найти тему
Алексей Коновалов

Нашествие славян и чудеса Димитрия Солунского. Чудо четвёртое.

Здравствуйте. Сегодня поговорим ещё об одном славянском герое, не вошедшим в мою серию статей о славянских вождях. Ещё один враг греческого города Солунь. Первуд.

"Так как многократно [мною] упоминаемые славяне, расположенные недалеко от этого богоспасенного города, сохраняли мир только внешне (здесь речь идет или о мире,заключённом после аваро-славянской осады 618 года,или о договоре македонских славян с Костантом ll после войны 658 года), тот, кто тогда был назначен управлять этой областью(или эпарх Фессалоник, или префект Иллирика), донес через послание до богомудрого слуха царствующего над нами по Божию изволению на князя ринхинов (Славянское племя в Македонии, получило название от одной из рек, протекающей недалеко от города) против нашего города. Боговенчанный василевс отправил свое божественное послание [имевшему] власть эпарха, приказав прислать к нему, каким образом тот сочтет нужным, этого князя связанным. Когда такие благочестивые письмена были тайно показаны самым видным из знати , они тотчас захватили [Первуда], находившегося в городе, и послали в оковах к упомянутому кротчайшему василевсу, как повелевало божественное послание."

Об этом узнали местные славяне, они молили императора освободить Первуда. Славяне специально для этого выбрали послов. Император в это время готовился к войне с арабами. Речь идёт о Константине lV и войне 674-678 годов. Монарх пообещал после похода отпустить предводителя славян. Посланники, удовлетворённые ответом василевса, вернулись к своим племенам.

Но царский толмач, пользующийся уважением императора и архонтов, уговорил славянского князя бежать. Первуд должен был укрыться во владениях толмача во Фракии.

Славянин, носивший ромейскую одежду, и говоривший на ромейском языке, под видом горожанина незаметно вышел из ворот во Влахернах (квартал в северо-западнойичасти Константинополя). Когда же в Византийской столице хватились Первуда, император и правители сильно встревожились. Василевс приказал прекратить выход судов со всех пристаней, запереть все стены города, и отправить во все концы конницу и корабли на поиски беглеца. Около сорока дней он продолжал поиски, посылая одних людей за другими. Многих охранников после долгих мучений казнили, тем, кто был на подозрении, отрубили конечности, кого-то подвергли пыткам, кто-то лишился должности. Даже эпарха сослали из Константинополя в Солунь. Словом, многим не поздоровилось из-за бегства Первуда.

Также василевс отправил сообщение в Солунь о бегстве Первуда и предупредил, чтобы горожане готовились к войне со славянами, и запасались продовольствием на случай осады.

И вот, когда поиски пропащего казались безнадёжными, он был найден в имении толмача, где скрывался в тростнике недалеко от города Визы в Южной Фракии. Жена толмача тайно приносила ему еду. Первуд жил так уже длительное время, и уже собирался перебираться к славянам к себе на родину.

"После того как [Первуд] был схвачен, доставлен в счастливейший город и допрошен о бегстве, он поведал о том, что убежал по совету и с согласия упомянутого толмача и что по уговору ждал его, так как с его помощью должен был спастись. Тогда христолюбивый василевс, превзошедший всех своим благочестием, приказал зарубить мечом упомянутого толмача вместе с женой и детьми, но не наказал названного Первуда, повелев только посадить его под стражу, как это было раньше, обещав вместе с некоторой охраной отпустить его к нам (император, жестоко наказал людей, причастных к побегу Первуда, но ему самому ничего не сделал, потому что ему нужны были гарантии, что славяне не нападут во время войны с арабами)."

Чуть позже раскрылось намерение о ещё одном побеге славянского князя. Заговор открылся мгновенно. Было проведено расследование, и при этом открылось, что, как только Первуд вернулся бы на родину, договор о мире нарушился сам собой. Никто и не думал соблюдать мир. Князь собирался собрать все племена, и начать войну на суше и на море, чтобы не оставить места, не охваченного войной, воевать непрестанно и не оставить в живых ни одного христианина.

Солоники. Греция.
Солоники. Греция.

Как только дело было закрыто, Первуда казнили. Из-за этого славяне со Стримона и Рихнина, а также сагудаты (сагудаты жили на западе от Солуни, и не раз нападали на этот город) вооружились и напали на Фессалоники.

"Прежде всего они решили между собой, что славяне со Стримона захватят восточную и северную стороны, а славяне с Ринхина и сагудаты — западную и прибрежную, [посылая] каждый день соединенные корабли (соединеные между собой однодеревки, имеющие палубу на которой находились орудия для штурма города). И так они делали непрерывно почти целых два года. Как уже было сказано, они обычно каждый день посылали по три или четыре корабля, так что наконец жители города были обессилены и не могли вынести это беспокойство и страдание. Когда... (текст испорчен) они уходили к восточной стороне, на западе появлялась новая опасность, когда некоторые при этом устремлялись к северу, у моря раздавались новые крики и стоны. Так что невыносимо было смотреть, как непрерывно убивали и брали в плен."

Ворота города были закрыты, и наступил страшный голод. Хотя в амбарах было достаточно хлеба, управляющие продавали его на сторону. За день до нападения они отправили с гавани корабли, полные хлеба, хотя разрешения на это василевс не давал.

" А в пять часов утра (в 11 часов, отсчёт времени начинался с 6 часов) было совершено нападение сразу с двух сторон. И с тех пор, как уже было сказано, они каждый день непрерывно нападали, и в нашем городе, охраняемом мучеником, совсем не осталось скота. И затем, так как прекратилось отсюда мореплавание, земля осталась необработанной и не было пищи, этот убивающий людей голод рос и усиливался. Даже те, кто совершенно не употреблял ничего скверного или нечистого (Деяния 11.8), ели мясо еще ставшихся ослов и лошадей. Другие собирали водяной орех и, высушив его, мололи на мельнице, искусно готовили отвар и ели. Третьи собирали семена тростника, четвертые — листья или семена дикой мальвы или крапивы, открывали, на удивление, другие плоды и растения, придумывая способ справиться с этим несказанным голодом, а вина, масла, бобов или чего-то другого для утешения совсем не находили. Когда же растения кончились, всякое человеческое искусство и выдумка стали бессильны."

Никто не помнил такого голода в Фессалониках. Люди ходили,сотрясаемые ветром, как призраки. Те кто решался выйти из города, не возращались: были захвачены в плен или убиты. Позже славяне начали продавать пленников в северные области, откуда многие бежали. Город совсем обезлюдел. Казалось, славяне могут овладеть им без усилий.

"Повелитель страны сразу же послал городу десять вооруженных кораблей с припасами. Он не мог послать сверх того войско, так как был занят другой войной (с арабами). Прибывшие сюда на кораблях поступали бессердечно при обмене или продаже съестного. Горожане, стесненные нестерпимым голодом и измученные бедой, умоляли их на коленях, но те совсем не имели богоугодного милосердия, и за ничтожно малое количество съестного они забирали души просящих. [Горожане] несли им не только золотые украшения, которые у них были, но и свои постели и всю одежду, отдавали даже серьги, снятые с их жен. Другим было приказано по повелению правителей входить в дома (входить в дома, по видимому, было разрешено морякам, прибывшим на императорских кораблях), где по подозрению считали, что имелся хлеб. И каждый входил беспрепятственно, как к себе домой, в сады внутри города, и поэтому те, кто был беззащитным, находили самую жалкую смерть. И столь великим стало бессилие города, что находившиеся за его пределами пресвятые храмы служиликрепостями варварам, которые там укрывались. Так что в те дни, когда горожане решались выйти за ворота, [варвары] тотчас выскакивали, как ястребы, и уничтожали покинувших ворота. Другие, спрятавшись с однодеревками между скал или в скрытых местах, нападая,убивали тех, кто выходил в море из-за бедствия, желая достать себе что-нибудь для небольшого облегчения [голода]. И было горе за горем и бескрайняя печаль, и вопли, и плач, и безнадежность."

Горожане решили отправить суда в область Фив и Димитриады к велегизитам, чтобы доставить пропитание. Велегезиты участвовали в осаде города, но были и не прочь продать еду горожанам. Жители Солуни надеялись купить сушёные плоды, чтобы хоть как-то улучшить своё, казалось, безнадёжное положение.

Между тем к осаждающим присоединились другувиты со своими осадными орудиями. Они приготовили некие сплетённые из лозы сооружения, камнемёты, лестницы. Предположительно 25 июля 677 года начался штурм города.

Горожанам осталось только молить Бога о помиловании.

" И многомилостивый и благой Бог, который всегда с теми, кто призывает Его, сразу же явил Себя и совершил это первое чудо, отклонив других варваров, именно [варваров] с реки Стримон. Ибо когда они подошли, согласно существовавшему между ними договору , приблизительно на три мили к нашему богохранимому городу, были повернуты назад Богом как и остальные варварские роды вместе с сагудатами, осадили нас на суше и на море. В первый день они окружили весь город от западного угла до восточного. И опытные в военном деле просматривали все места, откуда им было бы легко взять город осадой. Одновременно славяне на соединенных кораблях осматривали побережье и ставили вдоль всей стены осадные сооружения, приготовленные ими на собственную погибель."

Варвары, окружив стены, в первый день после этого отдыхали. Тогда святой Димитрий явился в северной части внутренней стены, там, где малые ворота. Он шёл пешком, был одет в хламиду и нёс в руке жезл. Когда славяне стали прорываться через ворота, святой отражал их нападение ударами жезла.

Другие видели его на стене, где он расставлял могучих щитоносцев для охраны города. Люди рассказывали друг другу об этом, и у них зародилась надежда на спасение.

"Когда же рассвело, все варварское [племя] поднялось и единодушно издало такой вопль, что земля сотряслась и стены зашатались. И сразу же к стене подошли рядами вместе с приготовленными ими осадными орудиями, машинами и огнем — одни по всему побережью на соединенных [кораблях], другие на суше — вооруженные лучники, щитоносцы, легковооруженные [части],копьемеметатели, пращники, манганарии (люди, обслуживающие осадные орудия), храбрейшие с лестницами и с огнем устремились на стену. Тогда всякое живое существо в городе видело подобное зимнему или дожденосному облаку бесчисленное множество стрел, с силой рассекавших воздух и превращавших свет в ночную тьму. Тогда же, когда увидели Христова мученика, он отогнал [это облако] от города. В сумятице нападения сгорели вышеуказанные ворота, ибо [варвары] разожгли большой огонь, в который бросали непрерывно много дров. Из-за метания копий и из-за лучников, легковооруженных отрядов, копьеметателей и пращников, нельзя было никому от множества [летящих] снарядов высунуться за стену и вообще выдержать метание бесчисленных орудий и камней. И когда [варвары] сделали это, вся внутренняя деревянная часть [ворот] сгорела, но соединяющие железные части совсем не ослабли, а выглядели как бы закаленными и спаянными другим образом, так что, сгорев, эти ворота остались целыми, и варвары, испугавшись, отошли от этого места. И этим варварам незримо было причинено множество побоев, ран и убийств не только в этом месте, но и по всей суше и у моря. "

При этом в других местах, которые варвары сочли лёгкими для захвата, их также постигла неудача, они перессорились друг с другом, и вернулись в свои земли.

Хотя осада была сняна, славяне нападали из засад на горожан со всех сторон, захватывпя тех, кто был наиболее беспечным.

"Действительно величайшим чудом из великих чудес было и другое. Когда вышеупомянутые славяне на свою погибель коварно задумали и изготовили защитное оружие и приспособления для нападения на город — один придумывал новые неизвестные машины, другой делал, изобретая, новые мечи и стрелы, — они соревновались друг с другом,стараясь казаться более сообразительными и более усердными в помощи племенным вождям (риксам). Был среди них один из этого народа славян, умевший достойно держать себя, дельный и разумный, а также, благодаря его большому опыту, сведущий в сооружении и устройстве боевых машин. Он просил самого князя дать ему разрешение и помощь, чтобы соорудить великолепную башню из крепко соединенных бревен, поставить ее, искусно укрепив, на колеса или какие-нибудь катки. Он хотел покрыть ее свежесодранными шкурами, установить сверху камнеметы и оковать с двух сторон в виде... меча(в тексте лакуна). Сверху же, где зубцы, будут ходить гоплиты. Она была бы в три этажа, чтобы в ней помещались лучники и пращники, — словом, соорудить такую машину, с помощью которой, как он утверждал, они обязательно возьмут город" (славянский мастер хотел построить гелепол—боевую башню, которая требует точных расчётов высоты) .

Архонты славян, удивлённые описанием такого странного оружия, потребовали нарисовать его на земле. Мастер охотно исполнил их требование. Начальники, увидев, какой ужас способно вызвать это сооружение у обороняющихся, призвали многих людей для постройки этой чудо-машины: лесорубов, кузнецов, плотников, воинов, мастеров по изготовлению метательного оружия.

Вот так примерно выглядел гелепол.
Вот так примерно выглядел гелепол.

И вот, когда уже началось строительство машины, изобретатель вдруг убежал от своих. Они вернули его, но он убежал ещё дальше. Потеряв разум, он жил в труднодоступных горах, из бегая людей и скрываясь. Поэтому работа над этой сложной машиной была остановлена.

"Упомянутый же мастер по-прежнему оставался в пустыне, пока подготовка осады не была остановлена [заботами] мученика. И тогда изобретатель этой машины, придя наконец в себя, рассказал всем, как ему явился мученик. Когда он начал работу, он увидел какого-то огненного мужа в прекрасных одеждах, который ударил его рукой по щеке. И с тех пор он потерял рассудок и память, всех принимал за мученика и убегал. Он снова увидел его, и тот вернул его из пустыни и сказал ему, чтобы он не боялся, а шел в город искать его [Мастер] пошел и стал искать святого чудотворца, спасителя отечества и нашел его. И когда понял, что именно он воспрепятствовал [созданию] этой машины, сразу же искренне уверовал в Бога и святого мученика Димитрия и был удостоен пречистого крещения, возвестив всем о вышесказанном чуде . "

После этого славяне немного успокоились и сложили оружие. Только вот на смену штурма города пришло пиратство—они грабили суда,везущие продовольствие с Геллеспонта и городов в Мраморном море, Париона и Проконеса, вместе с кораблями забирая в плен и моряков. Император решил прекратить это и напасть на Стримон через Фракию.

"И на этот раз, как уже говорилось, могучий мученик вместе с другими святыми вооружился и возвысил победами ромейское войско над славянами. Они перебили в засадах , которые устроили сами [славяне], более сильных из них и видных, а также гоплитов, и побежало все варварское племя, а некоторые, тайно проникнув в наш богохранимый город, побудили при этом [горожан] выйти к находившимся вблизи их хижинам и взять припасы, так как из-за несказанного страха и избиения, которое там было, семьи, оставив все, бежали [в глубь] области. И можно было видеть мертвых [славян] и бегущих горожан, вместе с женами и детьми, направляющихся в хижины , расположенные вокруг Литы (местечко в 12 километрах от Фессалоники) и других ближайших мест, и уносящих [оттуда], взвалив на плечи, хлеб, овощи, другие припасы и прочее для пропитания, шли безоружные и, как обычно... (текст испорчен) в пути и в жару полуодетые. И то, что они задумали против нашего города, промысл свыше по [предстательству] мученика обратил на них. "

Василевс вместе с войском отправил также и корабли с хлебом в Солунь, также были проведены расследования по поводу злоупотреблений должностных лиц при распределении продовольствия. Славяне, доведённые до крайности, заговорили, наконец, о мире.

Это конец истории. Друзья, я надеюсь никто из вас не будет агрессивно настроен из-за того, что данный текст повествуется от лица противника славян. Дело в том, что до "Повести Временных лет" все тексты велись от лица противника, так уж исторически сложилось. Неизвестный автор "Чудес Димитрия Солунского" никак не считал славян за дикарей. Свирепые, беспощадные, но зато высокотехнологичные, умелые ремесленники.

Спасибо за то, что прочитали. Удачи вам.