13 лет. 13 лет с момента выхода Half-life 2: Episode Two. 13 лет, и мы увидим новую игру серии от Valve. Да, не третья часть и да, не третий эпизод. Но все же. Это какое-никакое событие. Давайте быстренько вспомним все игры этой культовой серии.
1998 год - выход культовой Half-life, изменившая жанр шутеров и считающаяся одной из самых величайших игр в истории. Оригинальная HL в 2004 году получила переиздание на движке Source, а в 2012 году вышел ремейк Black Mesa.
Именно Black Mesa - лучший способ для того, чтобы перепройти первую Халфу. Тем более, что очень скоро игра будет полностью доделана (на данный момент у игры отсутствует уровень Зен и Финал).
Первая Half-life изменила подход к подаче сюжета. Он органично вплетен в геймплей. По сюжету игры - вы учёный Гордон Фримен, который оказывается в центре катастрофы. Между Землёй и миром Зен открываются порталы, откуда являются инопланетные существа. Помимо сюжетного режима игры, в HL был и мультиплеер.
1999 год. Студия Gearbox Software выпускает Half-life: Opposing Force. Это дополнение для первой HL, в которой мы управляем Адрианом Шепардом, а не Гордоном Фрименом. Opposing Force показывает события оригинала с точки зрения другой стороны - солдат HECU. В OF появились новые противники и новые гаджеты у главного героя, например, прибор ночного видения вместо фонарика. На данный момент разрабатывается ремейк от фанатов на Source под названием Operation Black Mesa.
В августе 2000 года должна была выйти Half-life: Hostile Takeover. Разрабатывала игру студия 2015, Inc, известная по Medal of Honor: Alied Assasult. Однако дополнение было отменено. События в дополнении происходили параллельно с событиями оригинала, но в другом месте, не в Чёрной Мезе. В игре должны были появится новые противники и новое вооружение, а сюжет был связан с G-Man'ом.
2001 год - второе дополнение к оригинальной HL - HL: Blue Shift. Снова разработана Gearbox Software и снова не о Гордоне, а о Барни Калхауне - охраннике Чёрной Мезы. Blue Shift мало чем отличалась от первой HL в плане контент, и изначально разрабатывалась, как бонусные уровни для порта первой Халфы на Dreamcast. Blue Shift также пытаются перенести на Source.
В том же 2001 году вышло ещё одно дополнение HL: Decay. Правда разрабатывалось оно для PlayStation 2 и предлагался режим коопа за одним экраном. Decay должна была выйти и на PC, но так и не вышла. Только в 2008 году фанаты своими силами портировали игру. По сюжету мы вновь возвращались в Черную Мезу, но теперь в роли коллег Гордона - Джины Кросс и Колетт Грин. Игра поделена на отдельные миссии, а не протекает плавно, как это было в HL. Плюс в конце миссий нам выставляли оценки по итогу.
2004 год. Valve выпускает Half-life 2. Оглушительный успех и высокие оценки вновь возвели игру на пьедестал. Игру делали 6 лет и HL2 собрала множество наград и титулов "Игра года". Вторая часть стала революцией в области игровой физики. По сюжету Гордон Фримен оказывался в Сити 17, где ему приходится вступить в борьбу с Уоллесом Брином и Альянсом. Главным нововведением стала Гравипушка, которая больше предназначена для демонстрации физики.
Позже в Стиме вышел бесплатный уровень "Lost Coast", предназначенный для демонстрации возможностей движка.
Спустя 2 года, в 2006 году вышла HL2: Episode One. Valve решила перейти на эпизодический выпуск игр. Всего планировалось 3 эпизода. Первый эпизод - полностью самостоятельная игра, которая не требует оригинал. Также Ep1 вошёл в набор Orange Box, куда также входили: Half-life 2, HL2: Ep2, Portal, Left 4 Dead и Team Fortress 2. Первый эпизод продолжает сюжет второй Half-life. Гордону и Аликс предстоит выбраться из Сити 17 до взрыва Цитадели. Игру предстоит проходить в компании Аликс, и Valve модифицировала её ИИ. Также была усовершенствована Гравипушка.
Через год вышла Half-life 2: Episode Two - последняя на данный момент игра в серии. По продолжительности Ep2 длиннее, чем первый эпизод и обрывается на самом интересном месте. После взрыва цитадели Гордону и Аликс предстоит добраться до базы сопротивления и передать секретные данные. Здесь появляются новые противники, новый транспорт и специальные бомбы для борьбы со Страйдерами.
Несмотря на то, что планировалось всего 3 эпизода, в разработке находилось ещё 2. HL2: Episode Three разрабатывалась Valve и планировалось к выходу в конце 2007 года. Сюжет должен был закончить историю Гордона, однако эпизод так и не вышел.
Кроме третьего эпизода в разработке находился Half-life 2: Episode Four, также известная, как Return to Ravenholm. Разработкой занималась студия Arkane Studios. Игра не связана с сюжетом трех эпизодов и была скорее спин-оффом. События игры происходили до окончания второго эпизода и возвращала нас в Рейвенхольм.
Из отмененных проектов стоит отметить порт первой Half-life на Dreamcast и ещё один эпизод от студии Уоррена Спектора. Помимо всего этого, есть слухи об отмененной игре от EA.
Half-life - знаковая серия, каждая номерная часть которой, была революцией и хочется верить, что Half-life: Alyx также перевернёт наши взгляды на технологию VR и то, что третья часть великой серии уже совсем близко.
P.S. Сейчас в разработке находятся несколько фанатских игр по сценарию Марка Лейдлоу - сценариста серии, ушедшего в 2016 году из Valve.