Константин Сонин прогрессирует...
Накачивали экономику деньгами или нет?
Началась эта история, когда я узнал о выступлении Константина Сонина (профессор ВШЭ и Чикагского университета) на «Эхе Москвы». Он высказался примерно в таком духе, что в первые два срока Путина деньгами экономику не накачивали, и что благодаря такой осторожной макроэкономической политике был показан феноменальный экономический рост.
Тема моя. И факты говорят о другом: экономика росла благодаря тому, что темпы роста денежной массы в первые два срока Путина были феноменально высоки. И я написал об этом.
(Подробнее здесь: «Русское экономическое чудо нулевых годов: накачивали экономику деньгами при Путине или нет?» https://www.vestifinance.ru/ar...)
Иллюстрация из статьи:
Отмечу, что сначала посылал этот материал на «Эхо Москвы», Алексею Венедиктову (предложил опубликовать) и Константину Сонину.
Дружеская переписка
От Сонина получил такой ответ:
Сергей,
Спасибо, что переслали Ваше письмо на Эхо. Странно, что Вы не поставили в копию ректора ВШЭ и президента Чикагского университета :)
Мы уже обсуждали, много лет назад, то, что Вы пишете про макроэкономику. Это настолько безграмотно, насколько было бы утверждение о том, чтоЗемля плоская, а дважды два пять.
Присланные Вами картинки иллюстрируют ровно то, что я сказал в эфире Эха - первые десять лет Путина были годами роста (и, конечно, денежная масса росла - она же теперь обслуживала больший объём произведённых товаров), а вторые были годами стагнации.
Если бы в годы стагнации (производство растёт медленно), денежная масса бы росла, у нас бы всё время росли цены. На самом деле, темпы роста цен (инфляция) неуклонно снижались. Про связь денежной политики и производства можно прочитать, например, здесь: http://math.isu.ru/ru/chairs/m...
С дружеским приветом,
КС
Konstantin Sonin Irving B. Harris School of Public Policy Studies University of Chicago
http://harris.uchicago.edu/dir...
Венедиктов был в копии, и я понял, что ответа от него не будет.
Я поблагодарил Константина и порекомендовал почитать Бена Бернанке:
Константин,
Прежде всего спасибо Вам за ответ. Пусть он даже такой нелицеприятный.
Уже сам факт, что Вы отвечаете, для меня большая честь.
И за учебник 1992 года большое спасибо.
По теме же у меня всего один вопрос:
Бен Бернанке по цитируемости, положению в рейтингах и другим параметрам не уступает Вам.
И он, в отличие от Вас, утверждает, что денежная политика влияет на объём производства.
https://www.federalreserve.gov...
Думаете, неправ Бернанке?
Или полагаете, что я его неправильно понял?
С уважением,
Сергей Блинов
Ответа не последовало. Всё это было в августе.
Сонин признал, что дважды два пять, а Земля плоская?
В ноябре история получила продолжение. В газете «Ведомости» вышла статья Константина под названием «На память о Великой депрессии».
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/11/17/816458-pamyat-depressii
И в этой статье некоторые мысли Сонина очевидным образом повторяют идеи, высказанные Беном Бернанке (в том числе в рекомендованном мной материале). Далее цитаты из статьи Константина:
Другой способ взглянуть на проблему выхода экономики из плохого равновесия – с помощью денег. Этот взгляд на Великую депрессию связан с именами Ирвинга Фишера, профессора из Йеля, чикагцев Милтона Фридмана и Роберта Лукаса и – уже в XXI в. – принстонского профессора и председателя ФРС Бена Бернанке.
Следуя той же порочной логике, денежные власти допустили грубую ошибку – вместо того чтобы увеличить количество денег, победить дефляцию и спасти за счет предельно дешевого кредита падающие банки, они, наоборот, ужесточили денежную политику. Как оказалось, чем раньше страны отказывались от золотого стандарта, инструмента борьбы с инфляцией, которая в тот момент никому ничем не угрожала, тем быстрее начиналось восстановление.
Фридман показал, как жесткая денежная политика 1929–1932 гг. усиливала, а не устраняла негативные последствия дефляции и роста относительной цены задолженности. Бернанке объяснил, каким образом долговой механизм Фишера, относительно безобидный в малых масштабах, способен вызвать продолжительный спад, когда цены падают быстро. И потом использовал этот урок, выбирая оптимальную денежную политику во время Великой рецессии, последовавшей за мировым финансовым кризисом 2008–2009 гг.
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/11/17/816458-pamyat-depressii
Очевидно, Константин Сонин начинает глубже понимать механизм распространения Великой депрессии и её причины. Это радует.