Найти в Дзене
Как я поехал...

Токио 2. Святилище Ясукуни и что с ним не так

Оглавление

Токийское святилище Ясукуни - самая, наверное, противоречивая тема о Японии, не считая разве что охоты на дельфинов.

Откуда взялось Ясукуни

Всё началось со смены власти. В конце XIX века одна из японских аристократических группировок сместила прежнее руководство страны во главе с сёгуном и объявила, что отныне не только церемониальная, но и фактическая власть принадлежит императору.

Чтобы укрепить свои позиции, новые власти стали оттеснять на второй план существовавшую до сих пор религиозную систему на основе буддизма, на которую опирался сёгун. Слившиеся за сотни лет тесного сосуществования буддизм и традиционная религия синто были специальным законом разделены и по стране прокатилась волна погромов буддистских монастырей. Новой религиозной опорой власти стала синто, в которой император считался божеством.

Императорский двор переехал из Киото в Эдо и занял дворец сёгуна. Город объявили новой столицей и переименовали в Токио ("восточная столица"). А через год близ дворца построили один из символов нового порядка, как это делают революционеры по всему - монумент павшим в борьбе за дело революции, будущий Ясукуни.

Нюанс был только в том, что в Японии этот мемориал был религиозным, потому что в синто сохранился культ предков, и считается, что души умерших на 49-й день становятся божествами и охраняют потомков.

Святилище сначала назвали Сёкон-ся ("принимающее души") и объявили императорским. На воротах до сих пор красуются хризантемы - символ императорской власти, хотя император приходить сюда больше не хочет.

Кого почитают в Ясукуни

Первыми духами, которые стали почитать в этом святилище, стали души нескольких тысяч погибших в гражданских войнах, сопровождавших смену власти и утверждение императора.

Через несколько лет, когда страсти улеглись и страна успокоилась, святилище переименовали в Ясукуни ("замирение родины"). В Японии традиционно считалось, что если души предков охраняют своих потомков, то души великих земляков охраняют жителей всей округи. Души, почитавшиеся в Ясукуни, были призваны оберегать всю Японию и стали центром своеобразного централизованного культа национальных героев.

Не успели новые японские власти поставить жившую до сих пор в изоляции страну на путь модернизации по западным образцам, как она впервые за 300 лет начала проявлять интерес к соседним территориям. Начались войны с Кореей, Китаем и Россией, и погибших в этих войнах стали тоже почитать в Ясукуни - как павших за императора.

К 1930-м здесь почитали около 130 тысяч душ, из них подавляющее большинство, около 90 тысяч - погибшие в Русско-японскую войну. Через десять лет добавились почти 200 тысяч погибших в новой войне с Китаем.

-3

Сейчас в Ясукуни почитают души почти 2,500,000 человек. Семь из восьми - погибшие во Вторую мировую, почти 2,150,000. После поражения в войне страны-победительницы лишили Японию права не только воевать, но даже иметь армию, так что новых душ в Ясукуни не принимают.

Вопреки распространенному мнению, в Ясукуни почитают души не только погибших солдат, но и гражданских, если они помогали в войне - например медсестер и волонтеров. И не только японцев, но и корейцев и китайцев. Некоторые корейские семьи протестуют, что эти души приняли в Ясукуни вопреки их убеждениям при жизни и не спрашивая родных

Как там оказались военные преступники

Из более чем 2,000,000 почитаемых в Ясукуни душ погибших во Вторую мировую около 1,100 имен - люди, осужденные за военные преступления и преступления против человечности.

14 из них - японские лидеры, осужденные Токийским трибуналом (аналог Нюрнбергского трибунала для Японии) за развязывание войны. Семерых повесили, большинство остальных получили пожизненные сроки, но к 1958 году все выжившие были условно-досрочно освобождены.

Разумеется, сначала об их включении в Ясукуни не могло быть и речи. Но когда страны-победительницы освободили всех осужденных японских военных преступников, души тех из них, кого уже не было в живых, стали в течение десяти лет постепенно принимать в Ясукуни - записывать их имена на специальные дощечки.

Под конец направить в Ясукуни решили и имена 14 главных военных преступников, осужденных по самым тяжелым обвинениям ("класса А"). Правительство передало список имен верховному жрецу святилища и оставило на его усмотрение, когда принять эти души.

Жрец Фудзимара годами отказывался проводить церемонию, но в 1978 году он умер. Новый верховный жрец Нагаёси посчитал принятие этих душ одним из своих приоритетов и втайне провел церемонию почти сразу после вступления в должность.

Общественность узнала об этом через несколько месяцев. Император был настолько недоволен, что отказался впредь вступать в Ясукуни.

Соседние страны, тяжело пострадавшие от японской оккупации, в первую очередь Китай и Корея, резко осуждают почитание душ военных преступников класса А в Ясукуни. А тем более когда поклониться в святилище приходит кто-то из японского руководства, тем более премьер-министр - до сих пор это делали только Дзюнъитиро Коидзуми и его политический ученик и преемник Синдзо Абэ.

Еще одна проблема, связанная с этими визитами, в том, что страны-победительницы не только запретили Японии иметь армию, но и запретили государственным органам участвовать в религиозной деятельности. Приходящие в Ясукуни политики говорят, что делают это как частные лица. Как, например, император продолжает совершать традиционные церемонии, но формально как частное лицо.

Среди вариантов выхода из конфликтной ситуации, которые обсуждают и в самой Японии, и за рубежом - удаление из Ясукуни душ 14 военных преступников или создание отдельного светского мемориала погибшим.