По своему опыту я знаю, что очень многие люди в усыновлении больше всего боятся проблем в подростковом возрасте. Что «вылезут» гены родителей, что ребёнка «понесёт». Давайте попробуем разобраться, откуда растут ноги у этого страха.
Когда я была маленькой, у меня был сосед, назовём его Сашка. Сашке было 13, он был обычным мальчишкой 13 лет - пропадал с друзьями в гаражах, поджигал хлопушки, рисовал на стенах в подъезде детородные органы. Все знали, что Сашка приемный. Все, кроме него. И в какой-то момент Сашкина мама сама выдала сыну правду. Причём не просто так, а в накале ссоры: «Да ты неблагодарный! Я тебя растила как кровного, а ты идёшь по стопам своих родителей алкоголиков!!!».
На первый взгляд она права - вел мальчик себя не ахти как. А на второй - своими собственными словами она дала ему очень страшную информацию, а точнее целых две:
- Я тебе лгала всю твою жизнь;
- Твои настоящие родители - алкоголики, и это твоё будущее.
Уверена, хотела она сказать совсем другое, но услышал он именно это.
Подростковый возраст это отделение от родителей. Играют гормоны, меняется голос, фигура, мысли. Ребёнок дезориентирован. Он вытряхивает из головы всю полученную за жизнь информацию и начинает перебирать - что стоит взять с собой во взрослую жизнь, а что выкинуть за надобностью. И представьте, что в этот самый момент ребёнок узнаёт, что в основе их с родителями отношений лежит большая ложь.
Как он отнесётся к тем ценностям, которые мама и папа вкладывали в его голову всё время их совместной жизни? А если умножить происходящее на свойственную подросткам категоричность? Правильно. С очень большой вероятностью наш с вами подросток помножит всё что знал на ноль. Что у него остаётся? Информация номер два: «твои настоящие родители - алкоголики». Стоит ли удивляться, что подросток начинает катиться по единственному очевидному пути, а выглядит это так, будто из него «полезли» те самые «гены».
С тех пор, как я веду блог, я узнала много историй про «гены». И все они начинались одинаково: «Он/она не знала, в 12-14 лет узнал/а, и тут такое началоооось.» Понимаете теперь, почему?
С другой стороны, я общалась с несколькими людьми, которые с детства знали, что они приёмные. Когда я спросила, не хотелось ли в кризисное время упрекнуть родителей в том, что они «не родные», мои знакомые как один отвечали - то есть не родные? А кто тогда родной??
В детстве ребёнок, узнавая об усыновлении, встраивает эту информацию в картину своего мира, и для него очевидно «родные» те, кто с ним всю жизнь рядом.
По статистике приемные дети, от которых скрывали правду, чаще всего узнают её в именно в «трудном возрасте». Любознательность зашкаливает, появляются «взрослые» возможности. Масса примеров, как дети находят бумаги, узнают от знакомых семьи или находят в интернете. И если ребёнок до пубертатного возраста спокойно воспринимает такую информацию, то подростков она просто сносит под самое основание, и восстановить отношения в этот период оказывается действительно трудно.