Лишь немногие памятники в мире за прошедшие столетия претерпели глубокие преобразования, оставаясь при этом основополагающими ориентирами в городской среде. Одним из них является мавзолей Августа Римского, который в скором времени может вернуться в жизнь города.
Мавзолей Августа в Риме сыграл ведущую городскую роль за более чем две тысячи лет истории. Эта роль может быть восстановлена после длительного периода, благодаря восстановлению памятника, которое осуществляется в настоящее время, а так же предстоящему обустройству прилегающих к нему территорий.
Ключевой фигурой в этом возрождении является архитектор Франческо Челлини, который возглавил этот проект и обустройство открытых площадей, соединяющей Ара Пасис, с него прослеживается основные этапы в истории этого памятника, ожидая начала строительства новых объектов.
С 28 года до н.э. император Август построил памятник в плоском пригороде, где находились священные гробницы и леса, про которые историк Страбон описывает как пышный и приятный парк. Мавзолей был огромным, диаметром почти девяносто метров (ширина футбольного поля). Гробница находилась внутри цилиндрического объема, который, подобно вектору, поднимался к небу и заканчивался на высоте более сорока метров с основанием, поддерживавшим статую императора.
После падения империи, могила стала замком семьи Колонна в городе, который теперь полупустынный и варварский, где малочисленные жители могли защитить себя только в укрепленных зданиях. Как и в замке Сант-Анджело, недалеко находится еще один мавзолей (Адриана), который до сих пор сохраняет форму средневекового фортификационного сооружения.
С началом реконструкции Рима в эпоху Возрождения, мавзолей Августа превратился в городской карьер, из которого можно было добывать материалы. Хотя стены систематически разрушались, масса была настолько впечатляющей, что была в состоянии противостоять любым изменениям. Так, во второй половине XVI века мавзолей оказался окружен зданиями и итальянским садом внутри. В эпоху барокко, напротив, вокруг него возник район, полный жизни.
В конце XVIII века маркиз Винченцо Корреа построил на его фоне дворец, который казался почти фоном, а в 1780 году комплекс превратился в знаменитый амфитеатр Correa: площадь и арену для вечеринок и родео, конный цирк с деревянными лошадьми по всему городу.
Лишь в 1908 году под руководством Академии Санта-Чечилия был открыт Театр Августео с его железной и стеклянной крышей, красивый концертный зал, известный также своей акустикой, знаменитое место в Риме, волшебное пространство, где великие дирижеры, включая Артуро Тосканини, чередовали на сцене.
Именно в 1932 году снос киркой Муссолини обрушился на оживленный квартал вокруг Августео с целью освобождения и изоляции мавзолея. Зрительному залу удавалось сопротивляться до последнего представления. В 1936 году, когда вокруг него рухнул город, римлянам в конце концов пришлось наблюдать за прекрасным функционирующим зданием, которое оставит Рим без зрительного зала на более чем шестьдесят лет.
Два года спустя, 23 сентября 1938 года, в последний день двухтысячелетнего юбилея Августа и в середине процесса принятия расовых законов, Муссолини открыл комплекс с Ара Пасисом (найденным недалеко от Тибра и расположенным в святыне) с городским устройством площади "C" в стиле Литорио вокруг разрушенных руин Мавзолея.
Это его апофеоз. Вместо того, чтобы сохранить память об истории Мавзолея и его трансформации, фашистский режим восстановил предполагаемую первозданную идею, а Муссолини, новый кесарь, овладел авторитарными, имперскими и военными принципами римской эпохи. Они были близки к финальному акту: войне.
С тех пор ничего не изменилось десятилетиями, пока в 1995 году город Рим не поручил архитектору Ричарду Майеру заменить цементный и стеклянный корпус вокруг Ара Пасис, создать новую крышу музею и обустроить прилегающие помещения.
Однако проект Мейера не касался обустройства площади и связей между площадью Мавзолея и музеем Нового Ара Пасиса, который стал предметом конкурса, выигранного в 2006 году архитектором Челлини с группой историков, в частности Марио Маниери Элиа, и археологов.
Рассказывает сам Челлини:
"Прежде всего, я планировал создать зону связи между памятником и его площадью, спускаясь на археологический уровень и используя разницу в уровне, разместить ряд услуг, стимулирующих функции и использование города и восстанавливающих памятник в сети городских связей".
Новая площадь гармонично соединяет Музей Ара Пасис на Тибере с Мавзолеем Августа, которые повторяют повторяющуюся тему в Риме, городе холмов. Второй аспект проекта связан с обустройством северной части Мавзолея, которая решена с помощью красивой траншеи, такой как пешеходная амбулатория на археологическом уровне и зеленая мантия на уровне дороги.
"Таким образом, создается абстрактная поверхность, на которой отражается и возвышается памятник, как на площади Пьяцца деи Мираколи в Пизе".
То, что до сегодняшнего дня было лишено пространства для города, может вскоре вернуться к жизни благодаря проекту, очень хорошо связанному с окрестностями. Сокращенные до минимума авто дороги фактически делают эту территорию пешеходной, а очень нежные пандусы и тропы, частично еще вымощенные травертином I века до н.э., делают мавзолей Августа современной археологической прогулкой.
"Мы надеемся, что в будущем все это не будет окружено защитными воротами, как это часто бывает",
- беспокоится Челлини.
Весь город с нетерпением ждет новой жизни в этом месте, столь важном для его истории.