Чрезвычайная ситуация в отрасли коммерческих пилотируемых полетов человека в космос является преобразующим моментом в истории человечества.
Несмотря на то, что история полетов человека в космос началась в 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые совершил полет на орбиту Земли, последние технологические достижения в сочетании с целеустремленностью хорошо финансируемых предпринимателей вынесли космические полеты в частный сектор.
В ближайшие годы несколько компаний космического туризма планируют отправить частных пассажиров в суборбитальные и орбитальные рейсы. По всему миру строятся частные космические аэропорты, и по крайней мере одна компания успешно выходит на орбиту частных космических станций в качестве производственных объектов, лабораторий и даже космических гостиниц.
Кроме того, изменения в космической политике США, предложенные Администрацией Обамы, ускорили развитие индустрии пилотируемых космических полетов.
Эти предложения предусматривают отмену программы НАСА "Созвездие", предусматривающей создание государственных космических аппаратов нового поколения, а также выделение правительством шести миллиардов долларов на приобретение услуг по доставке экипажей и грузов у частных компаний для удовлетворения государственных потребностей в перевозке грузов и экипажей на Международную космическую станцию и выводе спутников на орбиту.
Такой возросший спрос на услуги позволит частным космическим компаниям разрабатывать космические аппараты нового поколения, которые, вероятно, будут включать ряд носителей многоразового использования, которые должны быть значительно усовершенствованы по сравнению с современной технологией космических челноков.
Несмотря на столь радужные перспективы коммерческих полетов человека в космос, перед отраслью стоит ряд серьезных задач, прежде чем она достигнет устойчивости.
Хотя эти проблемы носят в основном технологический и финансовый характер, одним из наиболее серьезных препятствий на пути к успеху отрасли является регулирование по своей природе, а именно обременительное регулирование экспорта в соответствии с законодательством США.
Экспортный контроль за космическими технологиями, как известно, является жестким в Соединенных Штатах, где все технологии, связанные с космическими аппаратами, подпадают под тот же сложный и ограничительный экспортный контроль, что и экспорт боеприпасов в соответствии с Международными правилами торговли оружием (ITAR).
Фактически, Соединенные Штаты являются единственной страной в мире, которая рассматривает коммерческую космическую технику как боеприпасы, а не как технологию двойного назначения, имеющую преимущественно коммерческое применение.
Применение ИТАР к космической технике нанесло ущерб способности американских космических компаний конкурировать на мировом рынке, о чем, возможно, лучше всего свидетельствует практика некоторых европейских производителей спутников по продаже "без ITAR " спутников, то есть спутников, которые не содержат никаких компонентов, произведенных в Соединенных Штатах, и поэтому не сопряжены со сложностями в регулировании и расходами на соблюдение требований ITAR.
В результате продажи европейских спутников резко выросли, значительно сократив долю американских производителей на рынке. Американские компании космического туризма и другие частные компании, осуществляющие космические полеты, обязательно испытают на себе те же негативные последствия ITAR, если только помощь не будет оказана либо в рамках правовой реформы, либо путем предоставления специальной дискреционной помощи Управлением оборонного торгового контроля (DDTC), которое является административным органом, контролирующим применение и применение ITAR.
13 августа 2009 года администрация Обамы объявила, что президент создал целевую группу для проведения широкого обзора экспортного контроля США, который будет включать обзор этих мер контроля, применимых к спутникам и другим космическим технологиям.
В целях ускорения процесса реформ 21 декабря 2009 года Обама издал президентскую исследовательскую директиву №8, которая предусматривала представление ему до 21 января 2010 года рекомендаций по проведению реформ на основе результатов процесса обзора.
Однако этот срок истек без обнародования каких-либо таких рекомендаций и, учитывая сложность нормативно-правовой базы и политическую деликатность темы экспортного контроля, в ближайшее время существенных изменений не ожидается.
Между тем, единственная надежда на облегчение бремени ITAR лежит в руках DDTC.
В свою очередь DTC указал, что он готов осуществлять свои административные дискреционные полномочия таким образом, чтобы обеспечить выживание и даже процветание зарождающейся индустрии полетов человека в космос на мировом рынке.
Это указание было сделано в 2009 году, когда DDTC освободила компанию Bigelow Aerospace от необходимости получения лицензии и выполнения других требований ITAR, прежде чем разрешить иностранным гражданам находиться на своих расширяемых космических станциях.
Это решение было провозглашено как прорыв для отрасли полетов человека в космос, которая теперь надеется получить возможность работать под сниженной регулятивной нагрузкой при условии, что действие постановления Bigelow будет распространяться и на другие компании космического полета, такие как компании, предоставляющие услуги космического туризма.
Спасибо за внимание!
Если вам интересна эта тема, более подробно расскажу о ней следующей статье!