Найти тему
Большие идеи

Что может сделать начальник, чтобы спасти вас от выгорания

Эмоциональное выгорание — один из самых неприятных и опасных недугов офисной жизни. Может ли ваш начальник помочь вам избежать его? Вот несколько рекомендаций клинического психолога и консультанта Наталии Пеарт, которые точно пригодятся руководителям и их подчиненным.

Важно повышать уровень психологического комфорта и снижать степень стресса. В книге The Fearless Organization Эми Эдмондсон предлагается три шага для формирования психологически комфортной атмосферы. Во-первых, руководителю необходимо четко обозначать ожидания и ставить сотрудникам ясные цели. Во-вторых, важно давать понять, что мнение сотрудника учитывается. Работники должны чаще иметь возможность высказываться на собраниях, участвовать в мозговых штурмах. В-третьих, рабочая обстановка должна стимулировать, но при этом быть безопасной. Руководитель должен четко давать понять, что неудача — это нормально.

Устраивать регулярные перерывы в течение рабочего дня. Мозг человека способен на сосредоточенную работу в течение 90—120 минут; затем ему нужна передышка. Раз в пару часов полезно покидать рабочее место и мысленно отключаться от сложных задач, выходить на прогулку. Руководитель должен вдохновлять на такие действия собственным примером. Физическая активность и отдых от умственной работы дадут возможность всегда работать продуктивно.

Поощрять использование закрытых пространств для выполнения сложных задач, требующих концентрации внимания. В опен-офисах часто много отвлекающих факторов, сотрудники испытывают повышенный стресс и продуктивность снижается. Если у вас в офисе нет закрытых кабинетов, руководство может предложить использовать таблички с надписью «Не беспокоить».

Соблюдать границы между личным и рабочим временем. Размытые границы между личным и рабочим временем — серьезный источник стресса. Важно, чтобы были установлены и соблюдались четкие правила. Рабочие письма и звонки в нерабочее время должны допускаться только в случае дел чрезвычайной важности.

Повышать гибкость в политике труда. Эффективное решение со стороны руководства — провести встречи с каждым сотрудником, выяснить ситуацию и настроить рабочий график для тех, кто испытывает трудности в выстраивании баланса между работой и личной жизнью.

Повышать вовлеченность работников. Повышение вовлеченности должно стать одной из приоритетных задач руководства. Данные, собранные за последние десятилетия, подтверждают, что ментальная и эмоциональная приверженность выполняемым задачам имеет множество преимуществ: это и снижение стресса, и улучшение здоровья, и удовлетворенность работой, а также повышение продуктивности, лояльности и рентабельности.

Стремиться к прозрачности. Если члены команды не знают, как их работа связана с краткосрочными и долгосрочными целями компании, продуктивность падает, а стресс усиливается. Одна из важных задач руководителя — помочь сотрудникам увидеть целостную картину, осознать свою роль в достижении компанией своих целей.

Следить за тем, чтобы сотрудники были на своем месте. Руководителю следует поговорить с каждым из работников об их увлечениях, интересах и целях и учитывать полученную информацию при назначении задач и распределении проектов.

Предоставлять как можно больше автономии. Если сотрудники сами могут определять, какие задачи выполнять и сколько времени им уделять, это снижает риск сильного выгорания на 43%.

Выражать заинтересованность в карьерном росте и развитии сотрудника. Руководителю не следует держать специалистов при себе. Сотрудники, которых не повышают раз в год или два, чувствуют, что им не дают возможности для стабильного роста и обучения.

Создать культуру признания достижений. Публичное признание и поддержка помогают справляться с рабочими задачами, а также показывают, что усилия сотрудников оценят по достоинству. Это снижает уровень стресса и внушает чувство принадлежности.

Повышать степень вовлеченности через ощущение осмысленности. Частью бизнес-плана руководителя должно стать внедрение смыслов. Он должен помочь команде понять ценности, увидеть то влияние, которое оказывает их работа на компанию, на другие отделы, на общество в целом. Этими ценностями руководителю необходимо делиться уже на этапе найма и поиска сотрудников.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи в HBR Россия «11 шагов, которые спасут от выгорания». Другие материалы о карьере, саморазвитии и менеджменте вы всегда можете найти на сайте hbr-russia.ru.

Подпишитесь на наш канал