Любая компания подвержена возникновению конфликтных ситуаций среди сотрудников и руководителей.
Причины споров бывают разные:
- не своевременная оплата труда;
- конкуренция среди сотрудников;
- незаконное увольнение;
- несогласованный перевод;
- споры с другими собственниками предприятия;
- конфликт при разделе фирмы;
- сложные переговоры при приобретении одной компании другой.
Для разрешения подобных конфликтов HR-менеджеры компаний используют в своей практике методику медиации.
Медиация – это способ урегулирования споров, который заключается в проведении переговоров между конфликтующими сторонами. Медиатор совмещает в себе навыки нескольких профессий:
- управленца;
- психолога;
- конфликтолога.
В чем успех использования медиации?
Главный секрет работы заключается в правильности заданных вопросов, ведь в медиации единой правды не существует. У каждой стороны она своя и задача заключается в том, чтобы услышать друг друга. Важно сообщать конфликтующим сторонам, что вся выявленная информация в ходе проведения медиации известна только участвующим в ней лицам. После решения конфликта все записи и пометки уничтожаются без сохранения копий. Важным элементом медиации является подведение итогов. Медиатор ничего не придумывает и не добавляет от себя, а только резюмирует факты.
Использование медиации: обязанность или желание компании?
Норма использования медиации в компании нигде не прописана, желание её применения исходит от руководства. В случае, если руководитель принял решение о введении такого способа разрешения конфликтов – это вписывается в трудовой договор или в корпоративные правила. Стоит отметить, что медиация приобретает более стойкий эффект, если её применять в добровольном порядке.
Вывод
Использование медиации для урегулирования трудовых споров способствует отсутствию судебных разбирательств, помогает сохранять ценные кадры в штате, а также поддерживать дружественную обстановку в коллективе. И кстати, она полезна не только для внутреннего использования в компании, но и при проведении переговоров с потенциальными партнерами или клиентами — спорных ситуаций везде хватает.
В российских компаниях медиация только набирает популярность и для многих HR-менеджеров – это навык, который нужно осваивать уже сегодня.