Найти тему
Под небом живём

Как опытный командир уронил самолёт. Катастрофа 28 декабря 1978.

Экипаж неоднократно намекал своему командиру, что топливо на исходе, но он зациклился на мнимой несущественной неисправности. Случай не единичный, было много похожих катастроф, когда командир воздушного судна зацикленный на мелкой проблеме ронял самолёт с пассажирами. Этот случай примечателен тем, что только после него ввели новый порядок взаимодействия между членами экипажа.

Снимок из народного достояния1
Снимок из народного достояния1

Самолёт DC-8, рейс 173 пилотировался опытным экипажем, капитан МакБрум проработал в компании 27 лет, Родерик Биб 13 лет в компании и бортинженер Менденхолл 11 лет стажа. После вылета спустя 2,5 часа авиалайнер должен был прибыть в Портленд. Топлива на борту было на треть больше необходимого. И это важный момент, так как катастрофы можно было избежать, но капитан приложил к гибели пассажиров максимум усилий.

Проблемы начались уже на подлёте к Портленду при выпуске шасси. Цилиндр уборки шасси из-за коррозии вышел из строя, и при выпуске шасси стойка свободно выпала и сильным ударом создала не только громкий шум, прокатившийся по салону, но и повредила датчик, сообщающий о блокировки замков шасси (как потом выяснилось, стойка встала на замки). Соответственно повреждённый датчик не замкнулся и лампочка, предупреждающая о том, что шасси встали на замки в кабине пилотов не загорелась.

В течение часа самолёт кружил в окрестностях Портленда, командир пытался отыскать мнимую неисправность. Ситуация усугублялась тем, что были выпущены закрылки в положение 15, что заметно увеличило расход топлива. Незадолго до катастрофы второй пилот спрашивал у бортинженера, сколько топлива осталось, а оставалось мало. Через несколько минут уже бортинженер доложил, что индикатор топлива замигал, сигнализируя о том, что топливо на исходе. Однако Опытнейший капитан сказал, что это нормально (ну вроде как самолёт способен летать без топлива…).

Командир воздушного судна зациклился на поиске неисправности шасси (несмотря на то, что бортинженер визуально определил, что стойка вышла, но правда он не мог установить, встала она на замки или нет), а второй пилот и бортинженер зная о том, что топливо на исходе не надавили на КВС. Это привело к тому, что в итоге двигатели остановились, и самолёт потянуло к земле. Итогом стало падение в лесистой местности в пригороде Портленда, разрушение 2х домов и ЛЭП, сам самолёт разбило в передней части до 6го ряда. Погибли бортинженер, старшая бортпроводник и восемь пассажиров. Травмы получили 23 человека, двое из них во время эвакуации.

После расследования капитана МакБрума лишили лицензии, а в ГА ввели CRM - методика обучения экипажа по взаимодействию в кабине. Впоследствии это спасло много жизней - Борьба за управление и катастрофа DC-10 в Су-Сити 1989 года.

Как S7 меня чуть не наколола со скидкой. Вовремя обнаружил и всё заскринил. Писал сумбурно по "горячим следам". Переделывать не буду, пусть останется отпечаток душевных волнений.