Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Траурный субботник.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Отмечать трудовыми победами радостные и печальные дни в истории было традицией в СССР. Обычно к таким событиям по инициативе партийного руководства организовывались субботники, на которых в трудовом порыве или во всенародной скорби трудовые коллективы выполнением производственных заданий проявляли своё отношение к происходящему. В этой публикации кратко описана организация, проведение и неожиданные итоги субботника, связанного с уходом из жизни Черненко К.У.

 Генеральные секретари ЦК КПСС, ушедшие из жизни в начале 80-х годов 20 века. Фотография Яндекс Картинки.
Генеральные секретари ЦК КПСС, ушедшие из жизни в начале 80-х годов 20 века. Фотография Яндекс Картинки.

Как сменялись правители СССР?

К восьмидесятым годам высшее руководство КПСС состояло из людей, возраст которых превышал пенсионный даже по современным меркам. Медицинское обслуживание в Кремле было самым лучшим в стране, но это не служило гарантией долголетия. Все Вы, конечно знакомы с этим периодом развития СССР, когда в течение пяти лет сменилось три генеральных секретаря (Брежнев Л.И., Андропов Ю.В., Черненко Н.У.) ЦК КПСС.

Это обстоятельство не способствовало развитию страны, но несколько отсрочило её развал. Николай Устинович умер в воскресенье. В течение нескольких дней страна пребывала в трауре. На субботу следующей недели был назначен субботник под лозунгом «День памяти Черненко Н.У.». Сейчас уже не помню, было это всесоюзной акцией или инициативой региональных партийных руководителей, однако это стало предлогом для организации ещё одного рабочего дня на НЗАС.

Объяснение проблем гидроцилиндров исполняющим обязанности начальника цеха гидроцилиндров Гатова П.Л. (бородач) министру автомобильной промышленности Пугину Р.А. (слева) в присутствии директора НЗАС Гулько Ю.А. (справа). Также раскладывали корпуса для просмотра "переборщиками" (описание ниже по тексту).
Объяснение проблем гидроцилиндров исполняющим обязанности начальника цеха гидроцилиндров Гатова П.Л. (бородач) министру автомобильной промышленности Пугину Р.А. (слева) в присутствии директора НЗАС Гулько Ю.А. (справа). Также раскладывали корпуса для просмотра "переборщиками" (описание ниже по тексту).

Как проводился траурный субботник в цехе гидроцилиндров?

Цех гидроцилиндров был подразделением определяющим работу сборочного конвейера завода. Для производства деталей гидроцилиндра поставлялись трубы второго сорта, что способствовало большому количеству брака, выявляемого на первых операциях, которыми являлись внутренняя расточка и раскатка. Из-за неоднородной структуры материала после раскатки обработанная поверхность могла покрыться значительным количеством чешуек отслоившегося металла. Такие детали помещались в изолятор брака, впоследствии отправлялись на переплавку.

Брака в изоляторе за месяц набиралось значительное количество, иногда достигающее 10% от месячного объёма. При значительных перебоях в поставках труб бракованные детали подвергались осмотру комиссией специалистов завода во главе с заместителем главного инженера. Часть из них признавалась годной и отправлялась на сборку, о чём составлялся специальный документ, утверждаемый главным инженером.

Ко дню субботника в цехе не было заготовок для самой большой трубы гидроцилиндра, называемой корпус. Начальник цеха сообщил в штаб субботника, что готовых цилиндров в этот день не будет. Детали для сборки узла при поступлении заготовок для корпуса будут изготавливаться в соответствии с ежедневным графиком. Такое положение дел не устроило председателя штаба субботника (секретаря парткома), и он обратился к директору завода с просьбой принять меры.

На схеме красной стрелкой отмечен корпус гидроцилиндра самосвала КамАЗ-5511. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ" Москва "Машиностроение" 1980
На схеме красной стрелкой отмечен корпус гидроцилиндра самосвала КамАЗ-5511. Иллюстрация из книги "Автомобили КамАЗ" Москва "Машиностроение" 1980

По указанию директора в цех пришла комиссия, которую за глаза называли «переборщики брака». Забракованные корпуса выкладывали на сборочные столы, «переборщики» их осматривали, и часть из них отправляли на сборку. Нужно было отобрать 250 корпусов из собравшихся за три месяца восьми сотен. Комиссия за два часа успешно справилась с поставленной задачей.

Началась сборка и испытание готовой продукции. О выполнении производственного задания в городской штаб субботника было сообщено в 18 часов. Две смены сборщиков работали по 12 часов. К утру воскресенья было собрано и испытано 250 гидроцилиндров. Самым удивительным из всей этой истории было то, что ни один гидроцилиндр не был отбракован на испытаниях и не вернулся на завод с претензией от эксплуатационников.

Бригадир сборщиков гидроцилиндров Кощеев В.П., работавший в первую смену Дня памяти Черненко Н.У.
Бригадир сборщиков гидроцилиндров Кощеев В.П., работавший в первую смену Дня памяти Черненко Н.У.

Курьёзные случаи в производственной жизни НЗАС случались неоднократно, но этот запомнился своей исключительностью по причине возникновения и полученным результатам. Поэтому, когда мне говорят, что на автомобиле не может быть такой детали или такого узла, всегда вспоминаются НЗАСовские разрешения на отклонения от конструкторской документации. Что мешало их оформлять на других заводах СССР? Думаю, не только не мешало, а было в традиции.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Как освобождали «посаженный» пресс кратко описано здесь.

О спутнике КамАЗа - НЗАС можно ознакомиться здесь.

О постановке на производство КамАЗ-55102 можно прочитать здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.