В простых истинах о овладении языком крайне важно использовать понятие веры. Но что такое вера? Как уже отмечалось, убеждения могут быть по любому поводу.
У нас есть убеждения о якобы фактических делах, содержание которых предполагает, что Земля вращается вокруг Солнца, или что Рим является столицей Италии. Но важно отметить, что то, что, по нашему мнению, не обязательно должно быть правдой. С таким же успехом можно утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли, или что Нью-Йорк является столицей Италии и так далее.
Далее мы воспользуемся общепринятой в философии и логике нотацией, в которой буква "p" может означать любое пропозиционное содержание веры, например, "Земля вращается вокруг Солнца", "2+2=4", "убийство глубоко отвратительно и неправильно".
Вера, скорее всего, является состоянием мозга, хотя какое состояние мозга в настоящее время не очень хорошо понимается, и в любом случае это не должно нас здесь касаться.
Интересный учет в эволюционной психологии развивается в отношении различных "модулей" мозга, которые принимают сенсорный ввод и обеспечивают, как результат, визуальные, слуховые и другие перцептивные убеждения. Существует также "центральный процессор", который действует на основе этих "выходных" убеждений, делая выводы, тем самым создавая другие убеждения.
По мнению эволюционных психологов, эволюция этих и других "модулей" мозга действительно играет важную роль в формировании верований и в изучении или приобретении верований, которые нам необходимо иметь в виду в качестве важного исходного фактора.
То, как они представляют, не является вопросом, который мы должны рассмотреть. Но в отличие от тех, на кого постмодернистские взгляды могут оказывать чрезмерное влияние и утверждать, что наши убеждения не отражают, мы будем утверждать, что они действительно представляют.
Это согласуется с тем, что мы отрицаем, то есть, что единственной функцией языка является выражение таких убеждений. Много говорят о философии и воспитании репрезентативности, и этот вопрос может быть довольно туманным.
Здесь мы будем использовать его для обозначения связи между нашими убеждениями и тем, что якобы имеет место в мире. Таким образом вера в то, что Солнце вращается вокруг Земли, является отражением того, как мир (независимо от того, правильный он или неправильный).
Оставляя в стороне эти вопросы, ниже излагаются некоторые важные моменты нашей концепции веры, имеющие отношение к обучению и образованию.
Во-первых, убеждения сродни предрасположенности в том, что не все убеждения, которыми человек придерживается в настоящее время, находятся в его сознании. Например, если спросить, скажем, есть ли в Антарктиде теплые моря, то у каждого человека есть склонность отвечать "да" или "нет", поскольку эти ответы указывают на то, верит он в это или нет.
В этом смысле убеждения, которые мы придерживаемся, являются диспозиционными состояниями нашего мозга и/или ума, которые могут спровоцировать нас действовать или говорить определенным образом. Опять же, как убеждения имеют этот диспозиционный характер не должны нас беспокоить, через интересную историю будет рассказано об этом в нашей развивающейся нейрофизиологии мозга.
Вторым моментом веры является крайне важное утверждение о независимости веры и истины. Содержание наших убеждений может быть как правдивым, так и ложным.
Используя предложенное выше понятие, в котором "р" означает любое пропозиционное содержание, мы можем выразить следующий важный логический тезис о вере и истине:
"если человек верит, что p, то логически он не следует за p - это правда; и не следует за p - это правда; и не следует за p - это ложь".
Другими словами, вера в то, что p логически независима от истины или лжи p. (Как будет видно ниже, это важное различие между верой и знанием; напротив, знание, что p влечет за собой истину, что p.).
В-третьих, существует важное различие между деянием и содержанием веры. С одной стороны, это акт верующего человека, а с другой стороны, есть определенное содержание того, во что он верит. С точки зрения действий, люди приходят к формированию убеждений, поддержанию убеждений, изменению убеждений и так далее.
Есть причины такой верующей деятельности, как и других видов человеческой деятельности; акт веры - это всего лишь один вид человеческой деятельности, особенно умственной или познавательной, а не только телесной.
Деятельность верующих также является причиной нашей дальнейшей деятельности, особенно когда наши верования отчасти являются причиной наших действий. Например, предположим, что у человека есть (ложное) убеждение, что на Фиджи есть лыжные поля.
Тогда эта вера может стать причиной их поездки на Фиджи для катания на лыжах. Конечно, они также должны стремиться к тому, чтобы кататься на лыжах, что является еще одной причиной их действий.
Основными общими причинами действий являются убеждения и желания. Акты веры являются частью причинно-следственной сети, в которой мы существуем, поэтому они могут влиять и быть затронуты.
Однако, с точки зрения содержания, содержание наших актов веры не находится в причинно-следственных связях. Напротив, содержание веры находится в логических связях друг с другом, таких как подтекст, противоречие, логическая независимость, индуктивная поддержка и так далее. Используя только что введенную нотацию, различие между актом/содержанием можно выразить следующим образом.
Именно это содержание находится в логических связях. Они инертны и ничего не вызывают, но имеют отличительные логические связи друг с другом. Логика предмета заключается в изучении таких логических взаимосвязей.
В-четвертых, важно отметить, что одно и то же пропозиционное содержание может быть общим для многих наших различных речевых выступлений.
Таким образом, мы можем заявить, скажем, что ядерная радиация вредна, задать вопрос, вредна ли ядерная радиация, или предупредить кого-то о ней, или выразить надежду, что ядерная радиация вредна, и так далее.
Содержание предложения одинаково во всех этих разных речевых действиях, а именно: заявления, предупреждения, вопросы, надежды, то есть, о том, что ядерное излучение вредно.
Пятое важное утверждение о вере подводит итог меткому замечанию философа Фрэнка Рэмзи о том, что наши "верования - это... карта, которой мы управляем" (Ramsey 1990, p.146).
Вера - это то, что мы воспринимаем как часть "мебели" нашего разума. Но они также похожи на карты в том смысле, что они предназначены для представления мира определенным образом (и как карты, они могут правильно или неправильно отображать).
Захватив их в свое сознание, мы сможем действовать на их основе и строить свою жизнь на их основе. То есть, мы "направляем" наш жизненный путь, основываясь на наших убеждениях. Таким образом, рассмотрим веру в то, что, скажем, большие дозы витамина С излечат простуду.
Теперь не имеет значения, правда это или ложь. Но если человек действительно верит в это, то когда он простудится, он будет действовать на это, т.е. принимать большие дозы витамина С (при условии, конечно, что он осознает, что верит в это, он не страдает от слабости воли и не делает того, что должен делать, и так далее). Опять же, подумайте о человеке, который придерживается совершенно ложного мнения, что на Фиджи есть лыжные поля.
Как бы странно это ни казалось странным, их готовность действовать в этом направлении во многом подтверждается тем, что они придерживаются этого странного убеждения и "управляют" им (например, они ездят на лыжах на Фиджи).