Я занимаюсь саморазвитием и приростом различных навыков всю сознательную жизнь. В основном, я концентрируюсь на коммуникационных и ментальных формах, которые присваиваю по необходимости профессии.
Только сейчас я осознал свою стратегию, которая помогает мне чувствовать себя уверенно в разных новых средах. Возможно, она пригодится тем, кто хочет быстрее продвигаться в расширении собственных возможностей.
Первая фаза.
Построение навыка начинается с острого желания стать подобным мастеру в выбранном деле. Здесь важно и наличие желания, и наличие мастера, у которого я хочу учиться. Например, в психотерапии я ориентируюсь на широкий круг мастеров: Минделл, Василюк, Эриксон, Роджерс, Морено, Гриндер и Бэндлер, Ялом, Бьюдженталь, Мэй, Гинсбург, и много кто-то еще. Сами фигуры должны вдохновлять на рост, и думаю, в этом нет ничего нового.
Вторая фаза.
Дальше – самый изюм технологии. В основном, я осваиваю новые навыки через книги или через опыт личного контакта. С точки зрения технологии, которую я назвал «борозды опыта» это не принципиально. Так вот, входя в контакт с новым материалом, я как бы начинаю одновременно записывать несколько дорожек на пластинку своих семантических связей. Сразу несколько борозд прочерчиваются иглами по моему сознанию. Это очень важный момент, он трудоемкий с точки зрения переживания, однако вполне поддается воспроизведению если понять суть.
Во-первых, я ментальным плугом веду борозду «от первого лица», где воспринимаю процесс глазами мастера, например, психотерапевта. Эта борозда фиксирует материал так, как если бы я и был на месте Минделла или Василюка. Как если бы я уже был мастером.
Одновременно и во-вторых, я запускаю второй плуг, вспахивающий поле моего сознания, который посвящен взгляду от второго лица, например, клиента, с которым работает психотерапевт. Эта дорожка фиксирует совершенно другой опыт, он устроен иначе. Здесь я переживаю эффекты воздействия мастерства.
В-третьих, и параллельно с предыдущими «бороздами» включается прокладывание еще одной борозды – борозды наблюдателя, от третьего лица. Целое происходящего, неделимое на «я» и «ты», имеет свой так трек, свою атмосферу, свой смысловой характер. Вся ситуация в целом переживается мной, и также бороздкой царапается на пластинке восприятия.
И, самое важное, замыкает эту многоканальную запись еще одна борозда – борозда личного опыта. Это тоже «первое лицо», только свое, не чужое. Здесь плугом вспахиваются и засеиваются зернами мои непосредственные переживания в моменте получения опыта, либо при чтении, либо на мастерклассе.
Самое сложное – удерживать эту полифоническую структуру, многоканальное стерео. Однако эффект того стоит: даже однократное медленное чтение, или глубокое соприсутствие позволяют наработать довольно обширный запас прочности для последующего присвоения и использования навыка.
Третья фаза.
Записанная «пластинка» с этими бороздками должна быть воспроизведена. Чем раньше это сделать, тем сильнее эффект укрепления всех семантических кодов. Есть три способа воспроизведения: мысленное моделирование, реальный эксперимент и обучение. Если реализовать все три, паттерн осваивается практически намертво. Как родной.
Мысленное моделирование – это прокручивание использования навыка с задействованием 4 дорожек относительно предстоящей ситуации его использования. Например, перед проведением группы или терапевтической сессии, я иногда погружаюсь в активный транс и сразу по всем бороздам запускаю проигрыватель опыта. Здесь работает воображение, однако гарантией точности воспроизведения на этом этапе служит взаимная согласованность дорожек, чтобы звук скрипочки «от первого лица» не отставал от виолончели «второго лица» и так далее.
Реальный эксперимент – это учебный забег в безопасной ситуации, где можно пробовать воплощать навык с безопасным допуском ошибок. Все 4 бороздки также должны быть активны.
Обучение – известная история. Хочешь чему-то научиться, начни этому учить сам. Добавлю, что и тут все борозды опыта должны быть активны одновременно.
Идея позиций восприятия не нова. Наиболее подробно ее описали в НЛП. Мне же важна именно метафорика плуга внимания и борозды опыта. Поскольку 4 плуга проходятся несколько раз, то поле опыта вспахивается и засеивается гораздо быстрее и качественнее.
Чего и вам желаю. )