"Было одно любопытное положение о крепостном праве в России, когда человек и его семья принадлежали хозяину, но обрабатываемая им земля была его собственной или, по крайней мере, не могла быть отнята у него. Крепостной обязан хозяину определенным объемом труда (обычно три дня из семи) и не мог покинуть это место без разрешения. Крепостной мог арендовать свое время у своего хозяина так же, как раньше рабы арендовали время в Америке; но он должен был возвращаться в имение, когда хозяин приказывал ему это сделать. Многие механики, извозчики и другие в больших городах до освобождения были крепостными, которые приезжали туда на заработки и регулярно посылали часть своей зарплаты хозяевам.
Иногда хозяева были очень строги к крепостным и вели себя с ними возмутительно. Хозяин мог отправить крепостного в ссылку в Сибирь без объяснения причин. В досье говорилось, что он был изгнан "по воле своего хозяина", и это все.
В Москву приехала женщина, крепостная крестьянка, обладающая прекрасным голосом, и нашла себе место в хоре оперного театра. Она постепенно поднялась на высокую должность, и зарабатывала большую зарплату, половину которой отправляла хозяину. Из каприза он приказал ей вернуться в имение, где она вновь вернулась к тяжелой крестьянской жизни. Он отказался от всех предложений о компенсации и сказал, что его крепостной должен делать то, что он хочет.
Еще один крепостной открыл успешный бизнес в Москве, где он нанял две-три сотни рабочих. Хозяин позволил ему остаться там на долгие годы, забрав за свою компенсацию большую часть заработка крепостного, и в конце концов, в приступе гнева, приказал ему вернуться домой. Человек предложил заплатить в сто раз больше, чем он мог бы заработать на имении, но хозяин его не слушал, и бизнес был разорен и разрушен.
Так продолжалось два или три столетия. В законы вносились различные изменения, и состояние крепостных крестьян, особенно принадлежащих государству, время от времени улучшалось. Наконец, в 1861 году вышел указ об освобождении, написанный Александром II, и система крепостного права прекратила свое существование.
Это не была, как многие полагают, система внезапной и всеобщей свободы. Освобождение происходило постепенно, поскольку оно охватывало период в несколько лет, и потребовало проведения многочисленных переговоров. Землевладельцам государство компенсировало их утрату; крепостные получили земельные участки площадью от пяти до двадцати пяти акров, с домом и небольшим садом, в результате чего каждый крестьянин стал мелким землевладельцем. В этом отношении к частным или государственным крепостным относились одинаково, и положение крестьянского класса значительно улучшилось.
Поскольку они могли свободно передвигаться куда хотели, крепостные жители заполняли города в поисках работы, а владельцы фабрик и магазинов говорят, что теперь им гораздо легче найти рабочих, чем раньше. Промышленные интересы были материально укреплены наряду с сельским хозяйством, и хотя многие опасались результатов освобождения, сейчас трудно найти того, кто хотел бы восстановить прежнее состояние вещей.
Освобождение русских крепостных и отмена рабства в Америке произошли незадолго друг от друга. Оба народа извлекли большую пользу из этого, и на сегодняшний день сторонники крепостничества в России так же редки, как сторонники рабства в Соединенных Штатах".
Фрэнк прочитал своему кузену небольшое эссе, которое мы только что процитировали; затем он прочитал его Доктору и спросил, будет ли уместно включить его в свой дневник.
"Конечно, делайте это", - ответил доктор. "В Америке не так много людей, которые точно понимают, что такое крепостничество, и ваше эссе многое сделает, чтобы их просветить."
Соответственно, Фрэнк тщательно скопировал то, что написал. Впечатленные предложением доктора Бронсона, мы воспроизвели его здесь, в уверенности, что он будет интересен и поучителен для наших юных читателей.