«Где бы ты ни был, будь там целиком», - Экхарт Толле, писатель.
Профессора психологии Гарвардского университета Элен Джейн Ланге называют исследователем «отсутствующего разума». Она прославилась своими экспериментами в области принятия решений, «бездумного поведения» и осознанности.
В 1970-х и 1980-х годах она провела серию знаменитых исследований, где показала, что бездумное (автоматическое) поведение играет в жизни людей более значительную роль, чем может показаться. Самый известный ее эксперимент назывался «Копировальная машина».
Суть эксперимента
В офисе где расположили копировальный аппарат образовывалась очередь для копирования. Исследовать подходил к первому человеку в очереди и просил пропустить его, чтобы сделать копии.
Делалось три разных подхода и каждый раз просьба пропустить звучала по-разному:
Причина не называлась: «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир?"
Называлась реальная причина: «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир, потому что я спешу?»
Назвалась, по видимому «плохая» причина: «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир, потому что я должен делать копии?»
Итоги эксперимента
Как ни странно, 60 % случаев очередь пропускала человека вперед, а если он еще и называл причину по которой его надо пропустить, пропускали в 95 % случаев и пусть названная причина была нелепой, все равно пропускали.
Общие выводы
В своей книге «Внимательность» Лангер говорит, что люди принимают решение бездумно, на автопилоте, и не особо не вдумываясь имеет ли смысл названная причина. И также подчеркивает, что такое безрассудство может быть вредным и призывает быть более активными в своей жизни.
«Она показала, что бездумное поведение довольно широко распространено и носит общий характер. Она показала нам, что мы должны принимать во внимание не только то, что имеет смысл, но и то, что не имеет смысла.», - Доктор Вегнер
Роберт Чалдини, автор книги «Психология влияния», также размышляет над тем, почему это происходит: «Хорошо известный принцип человеческого поведения гласит, что когда мы просим кого-то оказать нам услугу, мы будем более успешными, если укажем причину. Людям просто нравится иметь причины для своих действий».
Посмотрите короткий видеоролик, который хорошо иллюстрирует этот эксперимент: