Найти тему
ПСИХОФАКТ

Жестокий эксперимент доказал отсутствие разума у людей

Оглавление
«Где бы ты ни был, будь там целиком», - Экхарт Толле, писатель.

Профессора психологии Гарвардского университета Элен Джейн Ланге называют исследователем «отсутствующего разума». Она прославилась своими экспериментами в области принятия решений, «бездумного поведения» и осознанности.

В 1970-х и 1980-х годах она провела серию знаменитых исследований, где показала, что бездумное (автоматическое) поведение играет в жизни людей более значительную роль, чем может показаться. Самый известный ее эксперимент назывался «Копировальная машина».

Суть эксперимента

В офисе где расположили копировальный аппарат образовывалась очередь для копирования.  Исследовать подходил к первому человеку в очереди и просил пропустить его, чтобы сделать копии.

Делалось три разных подхода и каждый раз просьба пропустить звучала по-разному:

Причина не называлась:  «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир?"

Называлась реальная причина: «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир, потому что я спешу?»

Назвалась, по видимому «плохая» причина:  «Извините, у меня есть 5 страниц. Могу ли я использовать копир, потому что я должен делать копии?»

Итоги эксперимента

Как ни странно, 60 % случаев очередь пропускала человека вперед, а если он еще и называл причину по которой его надо пропустить, пропускали в 95 % случаев и пусть названная причина была нелепой, все равно пропускали.

График иллюстрирует процентное соотношение успешных подходов в эксперименте.
График иллюстрирует процентное соотношение успешных подходов в эксперименте.

Общие выводы

В своей книге «Внимательность» Лангер говорит, что люди принимают решение бездумно, на автопилоте, и не особо не вдумываясь имеет ли смысл названная причина. И также подчеркивает, что такое безрассудство может быть вредным и призывает быть более активными в своей жизни.

«Она показала, что бездумное поведение довольно широко распространено и носит общий характер. Она показала нам, что мы должны принимать во внимание не только то, что имеет смысл, но и то, что не имеет смысла.», - Доктор Вегнер

Роберт Чалдини, автор книги «Психология влияния», также размышляет над тем, почему это происходит: «Хорошо известный принцип человеческого поведения гласит, что когда мы просим кого-то оказать нам услугу, мы будем более успешными, если укажем причину. Людям просто нравится иметь причины для своих действий».

Посмотрите короткий видеоролик, который хорошо иллюстрирует этот эксперимент:

Исследования в данной области будут продолжаться, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, вы первыми узнаете о новых открытиях.

Напишите в комментариях если вы встречали похожие случаи.