Мы знаем что это положение неприменимо даже к эстетике, не говоря уже о философии, которая несравненно более общая, более широкая, всеобъемлющая наука. Она, разумеется, не может не интересоваться перспективами развития человека как человека. В то же время она не превращается из-за этого в своеобразную антропологическую дисциплину и не отказывается от своего основного или главного вопроса об отношении бытия и сознания, общественного бытия и общественного сознания. Некоторые поддались этой уловке экзистенциалистов и других "модных" авторов, но это оказалось скорее недоразумением, чем теоретической ошибкой, которой я не считаю нужным заниматься здесь.
Оставив в стороне попытки вытеснить основной вопрос философии и вообще философию как мировоззренческую теорию и метод "общей наукой о моделировании" отмечу, что философия оказывается и обобщением, и предпосылкой, и результатом, и методологической основой развития и наук, и техники, и культуры, и искусства. Именно как таковая она может не только критически относиться к отдельным наукам, технике, культуре и искусству, но и творчески начертать их перспективное развитие.
В своей статье я докажу вам, что общий кризис не отрицает возможности развития некоторых наук и техники. Современная практика общественного развития свидетельствует о правильности этого положения. Особенно характерны в этом отношении США. Технический прогресс в США действительно достиг выдающихся успехов. На основании именно этих успехов в США появились различные теории, свести общественное развитие преимущественно к техническому прогрессу и обусловленной им производительности труда, отрицать всякое классовое различие и классовую борьбу, и обосновать мысль о том, что США и Россия идут по пути сближения друг с другом, по пути так называемой конвергенции, что их развитие представляет собой единую общую линию.
Люди не отрицают важности технического прогресса для успешного строительства, но они далеки от того, чтобы считать, что технический прогресс сам по себе приведет к развитию. Проблема технического прогресса важная, но не единственная проблема строительства общества. Переход к "развитию" предполагает решение и целого ряда других проблем, касающихся развития производственных отношений и общественного сознания.
Но это отнюдь не значит, что можно отодвигать на второй план решение других важных социальных проблем. Все стороны общественного строительства тесно связаны между собой. Хорошо известно, что решение социально-политических задач зависит от экономических достижений. В свою очередь, экономическое развитие во многом определяется социально-политическими задачами. Совершенствование общественных отношений, развитие социалистической демократии и государственности, идейно-воспитательная работа — все это дело первостепенной важности. Сила в том, что в основе— революционная, материалистическая диалектика, требующая всегда конкретного анализа конкретной ситуации.
Тесная, постоянная связь с практикой, с реальной жизнью, строго научный подход к действительности составляют живую душу общества. И в этом тайна вечной молодости. Как и великое завоевание общественной мысли храним мы все те знания об обществе и классовой борьбе, о законах развития истории, о революции и путях построения отношений в обществе. Но храним не так, как хранят архивариусы старые бумаги, а как пристало наследникам этого великого учения, — смело пуская бесценный капитал в политическую практику, постоянно развивая и приумножая доставшееся нам теоретическое богатство. Не развивая это учение, мы не можем двигаться вперед.
При совершении коренных перемен в системе народного образования нашим главным стремлением должно быть решение триединой задачи:
создание высококвалифицированных специалистов нового типа, способных решать сложные задачи, поставленные научно-технической революцией и развитием страны;
воспитание творческих личностей, способных самостоятельно мыслить, ориентироваться, решать возникшие задачи, преодолевать назревшие противоречия;
формирование таких людей, которые были бы не только высококвалифицированные и творчески мыслящие, но и воспитанные в духе любви к искусству.
Этим сказано все, что нужно сказать по интересующим нас в данном случае вопросам.