Прошу не путать с культурным конфликтом, т.е. конфликтом на почве культурных ценностей и убеждений.
Юристы, как никто, тесно связаны с конфликтами. Большая часть времени в работе практикующего юриста посвящена выявлению будущих конфликтов, улаживанию имеющихся, анализе прошедших.
Под конфликтами, в данном случае, я подразумеваю не только судебные процессы и дела, но и досудебные, деловые и бытовые (гражданские) конфликты.
Как показали мои наблюдения, существует огромная проблема по правильному разрешению конфликтов. Она связна, в том числе, с отсутствием соответствующей культуры. У многих просто отсутствует набор правил, предписывающих правильное поведение в соответствующей конфликтной ситуации.
Сам по себе конфликт это не плохо. Плохо то, как люди ведут себя в конфликтной ситуации.
Когда двое и более сторон противостоят друг другу, важно не давать волю эмоциям, иначе конфликт превратится в настоящее противостояние, где каждый займёт принципиальную позицию и не будет слушать другую сторону.
В любой конфликт нужно уметь входить. Это важно, так как вовремя неразрешённая проблема, превратится в неразрешимую. Подобно запущенному заболеванию, невыясненные отношения приведут к наступлению плачевных последствий.
Как нужно входить в конфликт.
Неумение спорить, дискутировать, доказывать - это показатель отсутствия навыков по ведению конфликта. Подобно прочим бытовым и профессиональным навыкам, этому можно обучиться. Продуктивный конфликт позволит выявить реальное отношение сторон друг к другу и к общему делу.
От того, как начнётся конфликт, во многом зависит его продуктивность и положительный результат для обеих сторон. Несколько простых правил помогут сделать это качественно.
1. Выберите время для дискуссии.
Всем сторонам должно быть удобно время для начала спора. Важно, чтобы участники спора сами решили, когда нужно начать обсуждение. Хуже, если конфликт начнётся сам по себе.
2. Начните с эмоциональной составляющей.
Чтобы конфликт не перерос в скандал, в начале разговора опишите ваше состояние, которое вы испытываете, когда становитесь участником разногласия. Четко опишите свои чувства и эмоции, которые испытываете от неправильных действий второй стороны.
3. Дорожная карта.
Определите, какие темы будут обсуждаться и при каких условиях возможна для вас конструктивная беседа. Попробуйте разработать чёткий регламент или правила поведения для конфликтующих сторон. Если кто-то их нарушит, то можно будет поставить его на место.
4. Позиция и внимание.
Лучше всего, если вы заранее детально проработаете тему обсуждения. Тогда вам не потребуется придумывать аргументы находу и вас тяжелее будет вывести из равновесия. Внимательно выслушайте позицию второй стороны. Возможно вы поймёте, что сами ошибались или чего-то недопоняли, или сами додумывали.
5. Варианты.
Постарайтесь разработать несколько вариантов и позиций. Второй стороне будет проще, если вы оставите ей пути для отступления и сами укажите на это. Всегда давайте человеку возможность выбора.
Если вам интересно узнать новое о конфликтологии, подпишитесь на мой канал или поставьте лайк.
О том, как вести конфликт и выходить из него, вы узнаете в будущих публикациях. Спасибо, что дочитали статью до конца.