Автор
«Мы открываем что-то новое для себя
только тогда, когда готовы к восприятию
этой информации. Пока не наступит нужный
момент, мы не замечаем даже тех вещей,
которые большинству кажутся очевидными»
Э. Мэтьюз
Конкурс коллективных коллажей
Работая психологом в крупной организации, я столкнулась с тем, что иногда человек с психологическими проблемами виден, заметен, но его невозможно заставить обратиться за помощью к психологу. А страдает и он сам, и весь коллектив. Поэтому я обратилась к такой простой и игровой технике, как коллаж, но в условиях организации нужно было её трансформировать, обратить на благо целей организации. И я инициировала проведение конкурса коллективных коллажей. Учитывая наличие коммуникативных проблем в некоторых коллективах и невозможность заставить определённых сотрудников пойти на психологический тренинг, руководителям структурных подразделений было предложено дать возможность через участие в данном конкурсе провести работу по изменению психологического климата в коллективе таким вот проективным способом.
Руководителям было предложено одобрить участие своего коллектива в данном конкурсе. И даже если проблемный сотрудник какого-либо коллектива не будет сам в нём участвовать, а будет лишь наблюдателем, эффект всё рано будет, т.к. это будет либо признанием им своего неучастия, либо пассивным участием.
Текст объявления о конкурсе: «Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в конкурсе коллажей «Наш коллектив».
Условия конкурса
Исполнение: на одном общем листе формата А-3 каждым сотрудником наклеиваются любые фрагменты, олицетворяющие себя в данном коллективе (вырезки из журналов, открыток, газет, буклетов, лоскутики, чертежи, фотографии, схемы – никаких ограничений, кто как захочет себя позиционировать), желательно – до полного заполнения исходного бумажного поля. Обязательное условие – каждый член коллектива собственноручно привносит свою лепту. Подписывать ничего не нужно – положимся на визуальное восприятие.
Коллажи принимаются до 25.11.2015, в целях абсолютного беспристрастного голосования - анонимно (можно оставить на вахте «Для психолога»). Победитель определится голосованием по наибольшему количеству «лайков» (от одного человека один «лайк»). Критерий оценивания: какой коллаж наиболее убедительно создаёт впечатление коллектива, объединённого единой задачей и идеей. Награда – звание «Самый активный и смелый коллектив». Его авторство будет обнародовано, остальные самораскрываются по желанию».
Итоги конкурса
Далеко не все коллективы приняли участие. Но те, кто принял, светились весёлыми взглядами и бодрым настроением в день изготовления коллажа. Они отмечали, что в процессе работы проговаривалось и отрабатывалось то, что ранее умалчивалось; многие смогли позиционировать себя в коллективе новыми гранями своей личности, снять ложное предубеждение отношения коллектива к себе.
К сожалению, не все руководители поддержали участие своих коллективов. Были случаи, когда коллектив желал принять участие в конкурсе, а руководитель не разрешил, объясняя это тем, что много работы (хотя коллаж можно было изготовить за 15 минут обеденного перерыва) или нет конкретного распоряжения прямого руководителя. Но и этот факт сам по себе для коллектива всей организации в целом информативен и диагностичен.
Оценивание коллажей происходило в фойе, утром при входе каждый сотрудник получил вырезанный из бумаги «лайк» и опустил его в конверт под понравившимся коллажем, подсчет голосов происходил с привлечением сотрудников из ближайшего кабинета. Рядом с коллажами были вывешены напоминание требований, критерии оценивания и просьба участникам конкурса не голосовать за себя.
Голосование проходило, в целом, с энтузиазмом, с интересом, лишь 2 человека отказались от голосования наотрез. Просьбу «не голосовать самим за себя» выполнили далеко не все.
Наибольшее количество «лайков» собрал коллаж, использовавший концепцию х/ф «Девчата», как общеизвестный символ единой трудовой жизни, общих правил, ориентиров (коллектив нашей организации, практически, женский). По наблюдению за голосованием именно это и определило победу.
Визуализируем мечты!
В канун Нового Года многие делают «Коллаж мечты», «Карту сокровищ», «Визуализацию желаний» - у этого занятия много разновидностей и названий. Есть мнение, что когда человек зрительно может представить все, что он хочет, мечта приобретает конкретные зрительные образы и становится более реальной и достижимой. Создание визуальной картинки уточняет наши эмоциональные ожидания, они служат мостиком от бессознательного к осознаваемому.
Большая разница – написать словами или подобрать картинку, внешний образ. Можно написать список желаний, и он будет нести несколько иное назначение. Когда мы пишем список – подключается левое полушарие мозга, включается логика. А когда подбираем картинки – работает правое полушарие, оно отвечает за эмоции. Возможно, мы и получаем результат на них, но не в тех же образах, а тоже в эмоциях, и иногда их не распознаём.
Так что эффективнее - картинка или список?
Для того, чтобы у нас была возможность распознать ту эмоциональную картинку, которую мы «вытащили» из своего воображения и визуализировали на листе бумаги, нужно облечь её в слова, обсудив с кем-то. Как бы связать работу левого и правого полушария в единый продукт. Именно это и становится возможным, когда мы описываем свою картинку, облекаем её в слова, получаем отзыв со стороны. Здесь, при словесном обсуждении своей картинки, и происходит эффект от сочетания списка и картинки.
В коллективе была предложена работа по созданию личных коллажей с последующим групповым обсуждением того, что получится.
Эта работа отличается от простого создания коллажа. Когда ты рассказываешь и описываешь свои желания при группе, и когда есть возможность получить живую реакцию на свой рассказ, уточнение, иную точку зрения, ты получаешь как бы взгляд со стороны, твоя мечта как будто уже здесь и сейчас сталкивается с реальностью жизни, начинает жить.
Сотрудники организации были приглашены на изготовление коллажа с последующим групповым обсуждением. Мероприятие состоялось благодаря тому, что была создана доверительная неравнодушная среда, полное отсутствие агрессии, злости, высокомерия, царила творческая атмосфера (музыка, огоньки, свечи), были предоставлены: бумага, клей, ножницы, журналы и газеты, мелки и фломастеры.
Количество участников ограничивалось по 6-7 человек за одно занятие, чтобы в течение обеденного перерыва сотрудникам хватило времени на изготовление коллажей и на их последующее обсуждение. При изготовлении личные проблемы были обнаружены, сформулированы, проговорены. При обсуждении коллажей была дана искренняя обратная связь, обнаружен новый взгляд на ситуацию, дана новая оценка своим возможностям.
Автор
Нагорнова Наталья Анатольевна
кандидат психологических наук, практикующий семейный психолог, психолог ГУ ОПФР по Самарской области.
Самара