Тут китайцы назвали четыре слабых места России: несоответствие пространства и численности населения (в общем-то извечная наша проблема), экономические трудности, усугубленные неумением развивать экономику эффективным образом, а также сложная международная обстановка.
Ну, в общем Америку наш соседи не открыли: та же международная обстановка – когда она у нас легкой-то была? Неумение развивать экономику – отчасти, да, но тут вопрос не столько в умении-неумении, сколько в векторе развития, о чем нужен отдельный разговор.
То что, мы - страна контрастов, прямое следствие проблем в экономическом секторе
Тем не менее, думаю, все обозначенные проблемы, хотя и серьезны, но вполне преодолимы. Но есть одна из них, аналитиками Поднебесной не названная, но способная стать для нас фатальной – кризис науки. Вот здесь мы либо на грани, либо уже прошли точку невозврата. Да, я уже писал об этом («Про текущие унитазы. Бумажную волокиту как слагаемые гибели российской науки»: https://zen.yandex.ru/media/id/5d513de835c8d800ac849200/pro-tekuscie-unitazy-i-bumajnuiu-volokitu-kak-slagaemye-gibeli-rossiiskii-nauki-5d95fc141e8e3f00af39812c), но тема более чем актуальная и достойна неоднократного упоминания.
Начну с того, что вместе с либерализм Россию накрыло обесценивание научного знания как такового, в большей степени этот пагубный, для интеллектуального здоровья нации, процесс коснулся гуманитарной сферы, когда прилавки привокзальных лотков и книжных магазинов заполнили дилетантские опусы Фоменко с Носовским, Мулдашева. Бушкова, и прочая макулатура. Причем, если собственно научные публикации выходили и выходят мизерным тиражом и предназначаются для профессионалов, то названный бред, напротив – огромным. В результате мы имеем то, что имеем.
В неменьшей степени кризис коснулся физико-математических наук, от развития которых напрямую зависит наша с вами безопасность. Выдающий математик, Сергей Петрович Новиков, напрямую связывает его с распадом образования: «Ключ ко всему – в образовании, причем трудности проблемы, симптомы распада, начинаются с начальной и средней школы и продолжаются в университете».
Образование, особенно в провинции, держится на плечах «Марьванн», большинство из которых давно уже перешагнуло черту пенсионного возраста, но благодаря их хрупким старческим плечам школа еще держится. А когда они, пересчитывающие более чем скоромную пенсию и разглядывая, со вздохом, ценники в магазинах, завершат свой земной путь, что будет?
Надо также признать, что кризис не миновал и высшее образование, начавшись еще на закате советской эпохи, когда появился тренд на «выращивание – пишет Новиков – нового типа администраторов с высокими научными званиями, которые сами не делали даже свою собственную кандидатскую диссертацию, т.е. вообще на самом деле никогда не были учеными».
у вот, кажется, и довыращивались… Кандидатов и докторов все больше, подлинных ученых – все меньше. Обратим ли этот печальный процесс? Лично я не знаю. А вы что об этом думаете?
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков