Saluti, camerati! В последнее время в молодёжной околополитической тусовке можно наблюдать возрождение интереса к фашистской идеологии, к личности Бенито Муссолини. Ясное дело, при изучении данной темы в неокрепших умах создается ложная картина того, как вели дела фашисты. Данная статья имеет своей целью изучение программы Национальной фашистской партии касательно вопросов внутреннего государственного устройства и то, как эта программа воплощалась в жизнь.
Особо привлекательно в программе фашистов смотрелись обещания финансово-экономических реформ. В первые дни премьерства Муссолини и его кабинет министров наметили ряд радикальных мер, должных способствовать урегулированию госбюджета и поднятию курса лиры:
-Значительное сокращение бюрократических служб с целью экономии на государственном аппарате
-Реформа налогообложения
-Передача убыточных правительственных предприятий, железных дорог, почты, телеграфа, телефона в частные руки
-Привлечение иностранных инвестиций
Касательно первого пункта, любое сокращение – вещь несложная и делается простым росчерком пера. Вот только это сокращение коснулось в первую очередь рабочих и служащих низкого ранга. Крупные и богатейшие государственные чиновники при правительстве Муссолини продолжили сытую и беззаботную жизнь. Также сокращения коснулись большого числа железнодорожных служащих, что связано с их нелояльностью фашистам и желением расправы над особо буйными.
Насчёт экономической программы фашизма, примечательно, что фашисты говорили о необходимости «развития мелкой собственности во всех областях хозяйственной деятельности». Также обещаны были сокращения государственных субсидий предприятиям, неспособным к самостоятельному существованию. Забавно, что этот пункт Муссолини выполнил ровно противоположно, начав субсидии обанкротившихся фабрикантов.
Следует напомнить, что прежние правительства боролись с безработицей в среде городских и, что более востребовано, сельских рабочих путём организации общественных работ за счёт казны. Фашисты последовательно критиковали власти за то, что те идут на поводу у «красных», требовавших расширения этой системы общественных работ. Сразу же при приобретении власти, фашисты начали сокращение государственных расходов за счёт сокращения общественных работ.
Реформа налогообложения также стояла на видном месте у фашистов. Они всегда беспокоились, что капиталисты платят «слишком много налогов», а рабочие уклоняются от них. Фашисты заявили, что они намерены достигнуть «уравнения» в этом вопросе. Всякие «пустые и ненужные бредни социалистов» о пропорциональном, прогрессивно-подоходном налогообложении были прекращены. Фашисты отвергли всякое начало пропорциональности, была введена плоская шкала налогообложения, введен налог на заработную плату рабочих и служащих.
Муссолини, преданный интересам частного капитала не раз и не два пытался передать итальянские железные дороги, почту и телеграф в частные руки, особенно в руки иностранного капитала. Однако в этом направлении он достиг только очень незначительных успехов. Западные капиталисты однозначно приветствовали политику Муссолини, которая должна была усмирить рабочее движение в Италии и стать примером для других стран. Однако, вкладывать свои капиталы они не рискнули.
«Рабочие синдикаты», связанные с Национальной фашистской партией и учреждённые в большинстве отраслей промышленности, путём насилия полностью вытеснили независимые профсоюзы. Основная их деятельность была направлена на частичные экономические завоевания для рабочих, к тому же далеко не всегда соблюдаемых, но при полном отказе от всякой классовой борьбы. Наоборот, активно навязывался солидаристский миф о сотрудничестве между классами во имя всей нации. Более того, еще до прихода к власти, фашисты заимели репутацию бойких штрейкбрехеров, занимавшихся подавлением забастовок и целыми карательными экспедициями. В своей речи в Сартано, например, Муссолини произнёс: «Если правительство не прикончит забастовку, её прикончат фашисты!»
Также фашисты признавали за частной собственностью социальные функции: «Национальная партия фашистов стремится к такому строю, который, побеждая личную инициативу и энергию, способствует накоплению национального богатства при абсолютном отказе от всяких запутанных, дорого стоящих, антихозяйственных махинаций, связанных с национализациями, социализациями, муниципализациями».
Анализируя вышеперечисленное, мы видим, что экономика Италии при Муссолини представляла собой никакой не социализм, не «национал-рабочее государство», а государственно-монополистический капитализм, диктат корпораций, опирающийся в первую очередь на крупную буржуазию. Недовольство рабочих своим положением подавлялось при помощи ограниченныых социальных поблажек, активной пропаганды, развитой системы тайной полиции, да и прямым насилием фашисты не брезговали. В этом аспекте примечателен том в четыре сотни страниц, изданный газетой «Аванти», содержащий только перечень зверств и преступлений фашистов.
Почитать про фашизм на русском можно:
-Н. Устрялов «Итальянский фашизм»;
-Г. Чиано «Дневник фашиста»;
-С. Пискунов «Фашистский переворот в Италии 1922 г. (Хроника событий 1919—1922 гг)»;
-Л. Белоусов, БРЭ, «Фашизм»;
-Рахшмир П., Пожарская С., Горошкова Г., Гинцберг Л., Давидович В. «История фашизма в Западной Европе»;
-Г. Филатов «Крах итальянского фашизма»;
-Б. Меерсон, Д. Прокудин «ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.Фашизм в Италии»;
-А.Зарубина. «Итальянский фашизм»;
-Ю. Эвола «Фашизм: Критика справа».
На корм камышовому коту: 5469 6800 2508 4411 (Сбер)