С первого полёта Гагарина сама идея человека на орбите воспринималась настолько грандиозной, что космонавт становился небожителем. Мне раньше казалось это странным: многотысячные митинги, марши, транспаранты, толпы с цветами. А потом оказываешься на встрече с реальным космонавтом и ощущаешь это на себе: единение с чем-то грандиозным – с человеком, который преодолел земную гравитацию, покинул пределы планеты и побывал там, в космосе.
В субботу, 16 ноября 2019 года, космонавт Сергей Рязанский выступал в культурно-просветительском центре "Архэ", который располагается в Москве недалеко от Новодевичьего монастыря. Выступление было запланировано на 40 минут, но Сергей не покинул аудиторию сразу, а ещё полчаса отвечал на вопросы и общался со слушателями. Получилась очень интересная беседа.
Во время своего выступления Сергей Рязанский не открыл вселенских тайн космонавтики, не выдал государственных секретов стартовой площадки Байконура. Но его рассказ был притягателен своей искренностью и явно сквозившей во всей речи любовью к своему делу.
Свой путь Сергей Николаевич начал в Институте медико-биологических проблем как биолог. А в 2003 году был направлен по указанию от руководства на обследования как возможный кандидат в космонавты. Как пошутил Сергей на встрече, учёные бывают или очень умные, или очень здоровые. Он оказался очень здоровым – и единственный из кандидатов своего Института прошёл отбор по здоровью.
В отряде космонавтов Сергей Рязанский с 2003 года подходил обучение как будущий учёный. И когда в 2005 году США выкупило все третьи места в "Союзах" для своих астронавтов, Рязанский остался на грани отчисления, потому что учёных из России больше в полёт не брали. Но именно в этот момент, по словам Сергея, у него и возникло неистовое желание отправиться в космос. И спустя 10 лет он этого достиг, став первым космонавтом без инженерного образования, который полетел в качестве борт-инженера, а затем и командира корабля "Союз".
Сергей очень рекомендовал однажды всем увидеть воочию старт ракеты с Байконура. Особенно это красиво ночью по его словам. И, конечно, красиво наблюдать за процессом снаружи: внутри космического аппарата космонавты закрыты от внешнего мира головным обтекателем и никаких красот, увы, до выхода на орбиту не наблюдают.
Бывали в полётах и смешные ситуации. Каждое утро Сергей любил, проснувшись, смотреть в иллюминатор на Землю. А однажды с утра, прилетев к иллюминатору, Земли не увидел, с тревогой полетел к другому окну – и там не было. Лишь в третьем иллюминаторе нашлась родная голубая планета. Оказалось, за ночь Центр управления полётами поменял ориентацию МКС, так как ожидалась стыковка с прибывающим новым кораблём.
Было приятно слушать, как с удовольствием и радостью в голосе Сергей Николаевич описывает свою работу в космосе. Выходы за пределы МКС для внекорабельной деятельности он назвал хорошей, тяжёлой мужской работой. Оно и не мудрено: отработать по 7 или 8 часов в непростом для движений скафандре, ремонтируя и монтируя оборудования, страхуя себя и коллег от опасностей, – очень нелёгкий труд.
Во время одного из выходов в открытый космос Сергей и Олег Котов вынесли за борт МКС олимпийский факел, который затем в 2014 году был задействован на открытии Сочинской олимпиады. Так этот факел Олимпиады стал мостом между Землёй и космосом.
Первоначально при строительстве МКС планировалась как научная лаборатория. Однако сегодня, по словам Сергея Рязанского, для России эти задачи уходят на второй план. И если у Сергея Николаевича во время полёта было назначено 36 научных экспериментов на борту МКС, то у коллег-американцев за тот же период было 382 эксперимента по науке.
Хотя потенциал у науки на МКС большой: это и сплавы тяжёлых и лёгких металлов, которые нельзя сделать в условиях земной гравитации, и идеальные кристаллические решётки для лазеров, и даже эксперименты по воспроизведению тканей человеческого организма.
В то же время космонавт на орбите – это и инженер, и учёный, и медик, если приходится лечить коллег. Все космонавты проходят основы оказания медицинской помощи, и на борту МКС есть всё необходимое оборудование. Сергею Рязанскому во время своих полётов приходилось ставить пломбы, а также участвовать в проведении хирургической операции, помогая коллегам американского сегмента.
Как признаются многие космонавты, и Сергей Николаевич в том числе, через 3-4 дня после приземления на Землю мечтаешь обратно о возвращении в космос. Но во время самого полёта своеобразная изоляция, постоянные рабочие и физические нагрузки переносятся непросто.
Как метко пошутил Сергей, ты можешь любить сгущёнку, но если будешь есть её на завтрак, обед и ужин 30 дней подряд, то точно захочешь чего-то ещё. На МКС космонавты постоянно в работе, друзей и поддержки близких. Да, там они могут смотреть фильмы и общаться с родными во время созвонов с Землёй, ставят интересные эксперименты и наблюдают удивительные виды нашей планеты.
В то же время это одновременно и постоянный стресс и ожидание форс-мажорных ситуаций, это огромная ответственность за качество каждого выполненного действия. Ведь те же физические упражнения для космонавтов это не отдых, а обязательная ежедневная двухчасовая (минимум) рабочая нагрузка, без которой они не смогут нормально восстановиться на Земле.
Так потихоньку то место, к которому стремятся космонавты на Земле, становится не таким уж простым для жизни в космосе. По словам Рязанского, для него идеальным было бы пребывание на МКС в течение трёх-четырёх месяцев вместо положенных сейчас шести.
За это время как раз не успевают в полную силу наступить рабочее выгорание и эмоциональная усталость. И данные статистики свидетельствуют, что в этом есть резон: на третий месяц полёта процент ошибочных действий экипажа возрастает в 4 раза.
И всё равно человечество мечтает о полётах в космос, невзирая на все трудности.
Любопытно, что после возвращения первые две недели космонавтам запрещено водить автомобиль, они находятся под постоянным медицинским наблюдением, а первое физическое восстановление происходит в бассейне. А затем, две недели спустя, космонавты переходят к полноценным физкультурным тренировкам.
Всё выступление Сергея Николаевича, его юмор и доброжелательность не уместить в материал статьи, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно однажды посетите встречу с ним.
Ниже фотографии со встречи с Сергеем Рязанским, доступные в сети Инстаграм:
Сергей Рязанский совершил два полёта на МКС: в 2013 и 2017 годах. А летом 2018 года официально ушёл из отряда космонавтов. Сегодня он возглавляет Российское движение школьников, много путешествует и выступает с докладами, а также готовит к печати фотокниги на основе материалов, снятых на МКС.
Первая книга с дивными фотокадрами Сергея Рязанского вышла в печать в прошлом году. Посмотреть фото и приобрести книгу можно и в обычных книжных, и на Litres.
А скоро в свет выйдет вторая фотокнига Сергея Николаевича "Удивительная Земля: планета тысячи цветов".
В этом году Сергей Николаевич выпустил книгу о своём опыте полётов и жизни на МКС – "Можно ли забить гвоздь в космосе". Написанная в лёгком, занимательном стиле книга будет интересна всем любителям любопытных фактов. Купить её можно, например, в электронном формате на Litres.
А был ли у вас опыт встреч с космонавтами или специалистами космической отрасли? Поделитесь в комментариях. Или расскажите, с кем из космонавтов вы бы хотели встретиться?
Читайте здесь об эволюции космической еды у нас и в США.
Узнайте тут, как на орбите снимаются клипы (в одном из них героем стал Сергей Рязанский)
Смотрите здесь, какую одежду носят на МКС.
****
Ставьте палец вверх, если узнали новое для себя.
Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями: впереди будет много интересного!